Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Макаров, Артур Сергеевич



Артур Сергеевич Макаров (22 июня 1931, Ленинград — 3 октября 1995, Москва) — писатель, киносценарист.

Биография

Артур Макаров был приёмным сыном режиссёра Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой. Своих детей у них не было. Когда над детьми сестры Тамары Фёдоровны — Людмилы Цивилько и её мужа — бухгалтера Адольфа Мечиславовича Цивилько (1906—1948) нависла угроза ссылки или отправки в детдом (по одной версии, его родители были репрессированы, по другой — его отец уехал в Германию, оставив сына), Сергей Аполлинариевич и Тамара Фёдоровна усыновили Эмму и Артура. Артур стал носить отчество своего приёмного отца.

Артур Макаров дебютировал как писатель в августе 1966 года, когда журнал «Новый мир» опубликовал его рассказ «Дома». В октябре появился другой рассказ — «Накануне прощания», которым восторгался Александр Твардовский.

Артур Макаров дружил с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным. Шукшин пригласил Макарова исполнить роль вора в законе в фильме «Калина красная». У Артура Макарова проживал приехавший в Москву начинающий художник Илья Глазунов. Артур Макаров был близким другом Владимира Высоцкого, последний называл Артура Макарова в числе самых близких людей. После смерти Высоцкого Артур Макаров продолжал общение с его женой Мариной Влади.

Артур Макаров был страстным охотником и собрал большую коллекцию холодного охотничьего оружия.

Официально Артур Макаров был женат на Миле Макаровой. В конце 1980-х годов писатель сблизился с актрисой Жанной Прохоренко. Не разводясь с женой, он стал жить с Прохоренко гражданским браком.

Артур Макаров был убит 3 октября 1995 года в квартире Жанны Прохоренко на улице 26-ти Бакинских Комиссаров в Москве. Его зарезали охотничьим ножом. Убийство носило очевидно уголовный характер и было связано с предпринимательством, которым в последние годы жизни занимался Артур Макаров. Убийство так и не было раскрыто. Через два года после гибели Макарова скончалась его приёмная мать — Тамара Макарова.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Драматург М. М. Рощин об А. С. Макарове

«Артур много жил в деревне, много ездил, заядлый охотник и рыбак, повидал немало деревенского люда, написал несколько повестей, — они обнаружились и публиковались уже позже, укрепляя автора в когорте шестидесятников-деревенщиков, всё, как правило, хороших писателей…»

«Макаров рано и удачно нашёл свой стиль, покойно-размеренный, по-тургеневски — ясный, размеренный, как охотничья поступь по лесу, по бережку, по закраинам болот и т. п. Читать его приятно и спокойно…»

Творчество

Книги

  • 1. Много дней без дождя (М.: Московский рабочий, 1982)
  • 2. Накануне прощания (М.: Современник, 1986)
  • 3. Повести и рассказы (М.: РИФ «РОЙ», 2001)
  • 4. ??? Киносценарии (???)

Повести

  • 1965 — На новом месте
  • 1966 — Дома
  • 1968 — Былая весна
  • 1974 — Жарким летом
  • 1974 — На родной земле
  • 1976 — Много дней без дождя
  • Будь готов к неожиданностям (опубл. в сборнике «Поединок» № 7,1981)
  • Аукцион начнётся вовремя (опубл. в альманахе «Искатель» за 1988)
  • «Соболь» оставляет след (опубл. в "Библиотечка журнала «Советский воин» № 4/887, 1991)
  • Пять летних дней (опубл. в сборнике «Поединок» № 17,1991)

Рассказы

  • 1962 — Ненастье
  • 1963 — Выезд в город
  • 1964 — Накануне прощания
  • 1974 — Придурки
  • 1977 — Давнее счастье
  • 1977 — Светлая пасха
  • 1977 — Возвращение домой
  • 1979 — Праздник как праздник
  • С субботы на воскресенье

Заметки

  • Побывка в Сростках (опубл. в газете «Алтайская правда» № 277—279 (24530-24532) 10 октября 2003)

Киносценарии

  • 1968 — Красные пески (нет в титрах)
  • 1968 — Новые приключения неуловимых (нет в титрах)
  • 1968 — Один шанс из тысячи
  • 1971 — Неожиданное рядом
  • 1971 — Горячие тропы
  • 1977 — Золотая мина
  • 1977 — Приезжая
  • 1978 — Кавказская повесть
  • 1978 — На новом месте
  • 1978 — Близкая даль
  • 1979 — По следу властелина
  • 1979 — Родное дело
  • 1979 — Последняя охота
  • 1980 — Девушка из легенды
  • 1980 — Служа Отечеству
  • 1980 — Шальная пуля
  • 1981 — Три дня праздника
  • 1983 — Пароль — отель «Регина»
  • 1984 — Колье Шарлотты
  • 1984 — Ольга и Константин
  • 1985 — Порох
  • 1991 — Пьющие кровь
  • 1991 — Кровь за кровь
  • 1992 — Три дня вне закона
  • 1993 — Постскриптум (документальный)
  • Залётная бригада (опубл. в альманахе «Киносценарии» Вып. 2 за 1983)
  • Ночной хищник (опубл. в альманахе «Киносценарии» 1983)
  • Последний роман императрицы
  • Пожар (во второй половине 1960-х годов А. Тарковский и А. Макаров написали сценарий фильма о цирковом гимнасте на трапеции. По сценарию, гимнаст поссорился с труппой цирка и собирался уехать из города. В это время на нефтепромыслах начался пожар. Пожарные на вертолёте не смогли пробиться к клапану, который надо было перекрыть, поскольку вокруг бушевало пламя. И тогда обратились за помощью к циркачу-гимнасту, который, в конце концов, используя свои навыки, ликвидировал пожар. Именно этого гимнаста хотел сыграть Высоцкий. Заявка на сценарий была предложена режиссёру Г. Полоке, ему она понравилась, однако в силу каких-то причин фильм снят не был. )

Актёр

  • 1973 — Калина красная — Бульдя (член воровской «малины»)
  • 1977 — Смешные люди! — эпизод

Отрывки из произведений

Из рассказа «Придурки» (1974):

«<…> уходя на охоту, я уже не попадал в искомое одиночество, в отдалённую от многого тишину. Вокруг пробуждались в кустарниках хутора и деревни, сквозь чащобу молодого леса ломились дороги, волновались хлеба на заболоченных луговинах. И я нет-нет, но думал и думал о том, как же случилось, что столько крови, ненависти и слёз дали неумолимо выжать из себя люди во имя того, чтобы земля, за которую уплатилось столь жестокой ценой, заросла хламными породами деревьев, затянулась ржавой водой. Как явилось, что в исконно русских краях удачливое воровство ныне ставится много выше трудолюбия, агрессивное хамство возвысилось до нормы поведения, таимая прежде жестокость стала обыденной. Как? И с трудом нажитая мной скорлупа, сплав прагматизма, привычной способности не замечать очевидного и укоренившейся намеренной глухоты, натягиваемая с каждым пробуждением для общения с себе подобными, отвалилась, будто короста, а я неожиданно осознавал, что и вижу, и слышу, и ощущаю, как иной и почти нормальный человек, и это было мучительно.

И ещё было страшно.

В эти минуты я боялся не чего-то и не кого-то, а себя, возникающей во мне решимости жить не по велению устоявшегося бытия, насилующего моё покорно поддающееся сознание, я боялся именно сознания своего, диктующего стать иным и жить иначе. И этот унизительный страх рождал смятение и гнев, и не было более мне покоя там, куда шёл искать его. <…>»

Фильм о А. С. Макарове

2000 — «Дело» Артура Макарова (реж. Пётр Солдатенков)