Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




30.11.2022


25.08.2022


11.08.2022


09.08.2022


25.07.2022





Яндекс.Метрика





         » » Кожедуб, Иван Никитович

Кожедуб, Иван Никитович

30.01.2021


Иван Никитович Кожедуб (укр. Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР — 8 августа 1991, Москва, СССР) — советский военачальник, маршал авиации (1985), лётчик-ас. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Депутат Верховного Совета СССР (1946—1961). Народный депутат СССР (1989—1991).

Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее — «Крылов».

Биография

Родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина — церковного старосты. Украинец. Принадлежал ко второму поколению[уточнить] советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940 года поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, в город Чимкент, где в должности инструктора занимался подготовкой лётчиков для фронта. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 02.07.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формировавшийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что ему удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта, затем был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил 2 истребителя Bf-109. За эти воздушные победы он уже 22 июля 1943 года получил свою первую награду — орден Красного Знамени, а через несколько дней был назначен на должность командира эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза было присвоено (уже старшему лейтенанту) 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны гвардии майор И. Кожедуб летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В автобиографии утверждает, что им в 1945 году были сбиты два американских самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

Ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На его счету также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать — ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.

По окончании войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 года — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 годах — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978-го — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985-м — маршала авиации.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.

На III внеочередном Съезде народных депутатов зачитал «Обращение Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы трёх степеней к Съезду народных депутатов СССР», в котором выступил с резкой критикой против клеветнических нападок на вооружённые силы СССР, против унижения фронтовиков, говоря, что им приходится хуже, чем в 1960-е годы, призывал к наступлению на контрреволюционные силы.

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Жена: Вероника Николаевна (1928—28.01.2001)

Дочь: Наталья Ивановна (1947—1998)

  • 12.01.1970 — внук Василий Витальевич, медик, работает в Москве

Сын: Никита Иванович Кожедуб (25.11.1952 — 27.11.2002), капитан 3 ранга ВМФ СССР

Невестка: Ольга Фёдоровна Кожедуб

  • 06.08.1982 — внучка Анна.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов — 330
воздушных боёв — 120

Присвоение воинских званий

  • сержант (февраль 1941),
  • старший сержант (23.02.1942),
  • младший лейтенант (15.05.1943),
  • лейтенант (05.08.1943),
  • старший лейтенант (10.11.1943),
  • капитан (24.04.1944),
  • майор (19.11.1944),
  • подполковник (20.01.1949),
  • полковник (03.01.1951),
  • генерал-майор авиации (03.08.1953),
  • генерал-лейтенант авиации (27.04.1962),
  • генерал-полковник авиации (29.04.1970),
  • маршал авиации (07.05.1985).

Награды

СССР:

  • Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3).
  • Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944;21.02.1978).
  • Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483).
  • Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500).
  • Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985).
  • Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955).
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990).
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975).

Иностранные:

  • Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия).
  • Кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР).
  • Кавалер ордена Возрождения Польши.
  • Кавалер ордена Свободы и Независимости (КНДР).
  • Орден Государственного флага I степени

Звания:

  • Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и других.

Память

  • Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка.
  • Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • Именем Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата и Шымкент в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация), Днепр (Украина), Ангарск.
  • Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники, расположенный в Кубинке. На территории центра установлены мемориальная доска и бюст.
  • Имя Кожедуба носит Харьковский национальный университет Воздушных Сил (бывш. ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 12 ноября 2010 года территории Харьковского университета Воздушных Сил был установлен памятник Кожедубу.
  • 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в парке Вечной Славы в Киеве.
  • 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.
  • О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
  • В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.
  • Именем Ивана Кожедуба назван скорый поезд № 118/117 сообщением Сумы — Москва.
  • Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский р-н, под Кубинкой).
  • Макет самолёта Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.
  • Именем Ивана Кожедуба назван самолёт компании Аэрофлот Sukhoi Superjet RRJ-95.

Библиография

  • Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат, 1945. — 40 с.
  • Служу Родине. — М.-Л.: Детгиз, 1949.
  • Праздник Победы. — М.: Детгиз, 1963.
  • Кожедуб И. Н. Верность отчизне. — М.: Детская литература, 1969, 1975. — 430 с. — 100 000 экз.
  • Друзья-однополчане. — М.: Детская литература, 1975.
  • Иван Кожедуб. Верность отчизне. Ищущий боя. — М.: Яуза; Эксмо, 2006. — 608 с. — (Сталинские соколы). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14931-7.
  • Кожедуб И. Н. Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. — М.: Яуза; Эксмо, 2009. — 368 с. — (Величайшие советские асы). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34385-0.

Фильмография

  • Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба — документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями, посвящённый 90-летию Ивана Никитовича Кожедуба.