«Не рыдай Мене, Мати» (церк.-слав. Не рыдай менѐ, мт҃и) — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено во гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу, послужившего также одним из источников иконографии:
Не рыдай менѐ мт҃и, / зрѧщи во гробѣ, / є҆гоже во чревѣ без̾ сѣмене зачала̀ є҆сѝ сн҃а: / востанꙋ бо и҆ прославлюсѧ, / и҆ вознесꙋ̀ со славою, непрестаннѡ ꙗ҆кѡ бг҃ъ, / вѣрою и҆ любовїю тѧ̀ величающыѧ.
(Не рыдай по Мне, Мать, / видя, как в гробу лежит / Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: / ибо восстану Я, и прославлюсь / и, как Бог, вознесу во славе всех, / с верою и любовью / непрестанно Тебя величающих).
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия. Известны также одиночные изображения Христа без оплакивающих.
В сочетании с изображением нерукотворного образа Спасителя образует устойчивую составную композицию «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати», при этом Спас Нерукотворный (чаще с ангелами) изображается в верхнем регистре иконы, а композиция «Не рыдай Мене, Мати» — в нижнем.
Композиция совмещает сцены «Снятия со креста» и «Положения во гроб», посвящена оплакиванию Христа. По мнению других исследователей — «Мандилион» и «Akra Tapeinosis».
Сцена оплакивания Христа Марией в западном искусстве получила именование «Пьета» (итал. pietà — оплакивание).