Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




25.08.2022


11.08.2022


09.08.2022


25.07.2022


18.07.2022





Яндекс.Метрика





         » » Иконология

Иконология

30.01.2021

Иконология (от др.-греч. εικώνкартина, и λόγοςучение) — наименование возникшего в 20-е — 30-е годы XX столетия исследовательского направления в истории искусств, являющегося дополнением к иконографии и изучающего символические аспекты какого-либо художественного произведения.

Иконологическая теория и методика изучения искусства

Термин впервые появился в заголовке сочинения Чезаре Рипы «Иконология» (1593). Иконологическую методику успешно использовал страсбургский учёный Аби Варбург, в 1892 году, в докторской диссертации, посвящённой двум полотнам Боттичелли — Рождение Венеры и Примавера (1892). Иконологический анализ он впервые продемонстрировал на Десятом Международном конгрессе историков искусства в Риме (1912), описывая свою методику работы над фресками, изображающими месяцы года во дворце Скифанойя в Ферраре. Благодаря этому Варбург сумел истолковать астрологическое содержание и сложную символику этой настенной росписи. Иконографический анализ начал широко применяться учениками и сотрудниками Варбурга, т. н. Варбургской школой. Важную роль в распространении иконологических идей сыграла Библиотека Варбурга. В декабре 1933 года фонды «Библиотеки Варбурга», насчитывавшие 60 000 томов по различным областям знания, усилиями его друзей и учеников, были спасены от нацистов и переправлены из Гамбурга в Лондон. К 1944 году библиотека Варбурга официально стала частью Университетской библиотеки Лондона как «Институт Варбурга». Она была включена в Институт искусств Курто при Лондонском университете. Учениками и последователями Варбурга были сотрудники «Института Варбурга» в Лондоне: Рудольф Виттковер, Эдгар Винд, Фриц Заксль, Энтони Блант, Отто Курц.

Дальнейшее развитие иконология получила благодаря американскому учёному немецкого происхождения Эрвину Панофскому. Панофский соотносил произведения изобразительного искусства с литературными текстами, не всегда имеющими непосредственное отношение к данному произведению, чем вызывал жесткую критику со стороны академических искусствоведов. Он искал «соответствие формы символическим значениям», для этого использовал термин «художественная интенция» (англ. аrtistic intention). В качестве уровней иконологического анализа Панофский выделял первичное, или естественное, содержание, включающее фактическое и экспрессивное (составляющее «область художественных мотивов»), вторичное, или условное, содержание (составляющее область образов, сюжетов и аллегорий) и внутреннее значение (область «символических значений»). «Рассматривая композиционные методы, иконографические значения, чистые формы, – писал Панофский, – мотивы, образы, сюжеты и аллегории как проявления лежащих в их основе принципов, мы трактуем все эти элементы как то, что Эрнст Кассирер назвал символическими значениями. Панофский разработал в 1939 году специальную трёхступенчатую программу интерпретации художественного произведения:

  • предиконографический анализ;
  • иконографический анализ;
  • иконологическую интерпретацию.

При этом учёный различал три уровня иконологического анализа произведения искусства:

  • феноменальный;
  • значимый;
  • документальный.

Иконологическая методика имеет значение в исследованиях в области истории искусств как важный инструмент визуального изучения различных феноменов в выдающихся художественно-исторических произведениях — различных эпох, национального происхождения и метода воплощения.