Горизонтальный анализ финансовой отчетности – метод анализа, предполагающий сопоставление показателей за различные периоды. Базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.
В качестве показателей могут использоваться данные статей финансовой отчетности (выручка, прибыль, статьи баланса) и показатели финансовой деятельности (например, EBITDA), коэффициенты (рентабельности, ликвидности, Debt/ EBITDA и др.).
В качестве периодов используются любые одинаковые временные интервалы (квартал, год, показатели за 4 квартала).
Виды горизонтального анализа
- сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (месяца, квартала, года).
- сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года. Данный вид анализа применяется к компаниям с выраженным сезонным фактором.
- сопоставление финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателей, определение линии тренда в динамике.
Подходы к анализу
Относительно изменение (темп прироста, %) = 100%* Абсолютное изменение/ Базовое значение
Относительное изменение (темп роста, %)= 100%* Текущее значение/ Базовое значение
Используя относительные величины, удобно сравнивать динамику показателей предприятий, не сопоставимых по масштабам деятельности (например, сравнивая показатели динамики выручки и прибыли).
При проведение анализа финансовой отчетности важно применять оба подхода.
Выводы по итогам анализа должны основывать на анализе совокупности показателей в их взаимосвязи. Все виды горизонтального финансового анализа дополняются исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования финансовых показателей.
Преимущества и недостатки метода
Преимущества
- Позволяет установить тенденцию в деятельности предприятия на основании изменения показателей и постоянства данных изменений во времени.
- На основании результатов анализа возможно проводить сравнение компаний, отличающихся по масштабам деятельности.
Недостатки
- Чувствительность к выбору базового периода. Данный недостаток позволяет аналитику манипулировать показателями при формировании выводов по итогам анализа.
- Чувствительность к изменениям в учете и стандартах отчетности. Изменения в учете показателей не позволяет сравнивать данные разных периодов.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе – сопоставимость показателей , сравнивать можно только качественно однородные величины.