Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





140-мм морское орудие Тип 3



140-мм/50 орудие Тип 3 — японское морское орудие 1920-х-1940-х годов. Обозначение связано с годом разработки (1914 год н. э. соответствует 3 году периода Тайсё).

Описание

Лёгкий крейсер «Нака» в 1925 году. Хорошо видны палубные щитовые установки 140-мм орудий.

Разработка 140-мм орудия с длиной ствола 50 калибров началась в Японии перед Первой Мировой в качестве замены орудиям 152-мм/40 и 152-мм/45 конструкции Армстронга (Тип 41), а также 152-мм/50 Виккерса, 45-кг снаряды которых были слишком тяжёлыми для японской обслуги (в частности, на орудии 152-мм/40 вместо проектных 12 в/м достигалось лишь 4 в/м). Кроме того, 152-мм орудия были слишком громоздкими для уже построенных на тот момент японских лёгких крейсеров.

Орудие было принято на вооружение в апреле 1914 года, производство началось в 1916 году, первые из них были установлены на линейном корабле «Исэ», вошедших в строй в 1917 году. Установку к нему спроектировал инженер Хада из Арсенала в Куре.

В октябре 1918 года на вооружение поступил улучшенный образец, известный как «тип 3». Орудие имело следующие характеристики: калибр 140-мм, общая длина ствола с замком 5968 мм, число нарезов 42, начальная скорость снаряда 850 м в сек, максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 25° 12 500 м, живучесть ствола 500—600 выстрелов. Давление пороховых газов 2900 кГ/см², скорострельность 7-10 выстрелов в минуту, угол возвышения 25°, угол снижения 7°, масса снаряда 38 кг.

Тип 3 быстро устарело морально (согласно Вашингтонскому соглашению максимальным и де-факто стандартным калибром лёгких крейсеров стал 155 мм), но продолжала находиться на вооружении Императорского флота Японии вплоть до конца Второй Мировой.

До наших дней дошла одна одноорудийная установка, которая была снята с затонувшего линкора «Муцу» и находится сейчас в музее «Ямато» в Курэ.

Установки на кораблях

Одиночные установки типа A с полукруглым щитом для размещения в казематах:

Линейные корабли типа «Исэ» — 20 (16 после модернизации);

Линейные корабли типа «Нагато» — 20 (18 после модернизации);

Линейные корабли типа «Тоса» — 20 (по проекту, на достроенном как авианосец «Кага» они не использовались);

Линейные корабли типа «Кии» — 16 или 20 (по проекту, корабли этого типа не закладывались);

Линейные крейсера типа «Амаги» — 16 (по проекту, на достроенном как авианосец «Акаги» они не использовались);

Одиночные палубные установки типа A с коробчатым щитом:

Лёгкие крейсера типа «Тэнрю» — 4;

Лёгкие крейсера типа «Кума» — 7;

Лёгкие крейсера типа «Нагара» — 7;

Лёгкие крейсера типа «Сэндай» — 7;

Авианосец «Хосё» — 4 (до модернизации);

Спаренные палубные установки типа B:

Минный заградитель «Окиносима» — 2;

Плавбаза «Дзингей» — 2;

Гидроавианосец «Ниссин» — 3;

На лёгкий крейсер «Юбари» устанавливались 2 одиночные и 2 спаренные башнеподобные установки, на лёгкие крейсера типа «Катори» 2 подобные спаренные установки, а на крейсера типа «Нин-Хай» 3.

Боеприпасы

Все 140-мм орудия Тип 3 комплектовались выстрелами раздельного заряжания. Основной заряд представлял собой шёлковый картуз с бездымным порохом массой 10,97 кг (37DC) или 10,33 кг (40C и 50C). Также существовали уменьшенные заряды 35C2, 40С2 и 50С2, а также лёгкие 20C2, 20C3, 20T2 и 35C2.

Фугасные и полубронебойные снаряды оснащались боевой частью из тринитрофенола (шимозы), зажигательный-зарядом на основе термита.

Аналоги

США 127-мм/51 Mk.15

Российская империя 130-мм/55 образца 1913 года

Великобритания 140-мм/50 BL Mk.I, 5,25" QF Mark I

Германия 149 мм/45 SK

Франция 138,6 мм/40 Model 1923, 138,6 mm/40 Model 1927

Италия 135 mm/45 OTO/Ansaldo