Советско-Гаванский район (до 1930 года Советский район) — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Хабаровском крае Российской Федерации.
История района
История района начинается с мая 1853 года, когда во время работы Амурской экспедиции, которую возглавлял Г. И. Невельской, была открыта одна из лучших естественных гаваней мира — залив Хаджи. К исследованию Г. И. Невельского подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани, которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было обозначено значительных бухт или заливов.
Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г. И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер Николай Константинович Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае был открыт залив, названный Бошняком в честь императора Николая — Императорской Гаванью.
.
4 августа 1853 года Г. И. Невельской основал «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» — первое русское поселение в заливе Императорская гавань.
В 1907 году Императорская Гавань становится важнейшим лесоторговым центром Востока России, здесь основана и работает австралийская лесная концессия «Слей-Мур». К 1913 году в гавани существовали три населённых пункта на берегах бухт Лососина, Маячная и Японская (впоследствии — Курикша).
В 1922 году Императорская Гавань была переименована в Советскую Гавань.
В 1925 году был образован Советский район в составе Приморской области. С 1926 года — в составе Дальневосточного края. В 1930 году после преобразования села Знаменское в рабочий посёлок Советская Гавань, Советский район был переименован в Советско-Гаванский район. В современных границах он существует с 1973 года после выделения Ванинского района.
В 1926 году в районе выполнены изыскательские работы по прокладке трассы железнодорожного пути.
В 1932 году п. Нельма получил статус пгт. Работает крупнейший в районе рыбокомбинат.
В 1938 году, после разделения Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский, район входил в состав Приморского края. В 30-е годы строится и приступает к работе первый судоремонтный завод. В июне 1937 года на судоремонтный завод Министерства Морского Флота прибыл первый плавучий док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, этот год считается датой рождения завода и морского порта. Построены мелькомбинат, Дальневосточная электростанция специального назначения, морской порт. Сформирована Северная Тихоокеанская флотилия, начато строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, по которой в 1945 году было открыто движение. Начинают работу артель «Красный швейник», предприятия связи, торговли, медицинские учреждения, школы, детские сады и ясли, клубы, библиотеки, вечерний университет. В 1943 году введен в эксплуатацию машиностроительный завод, открывается ремесленное училище. В эти годы в районе строятся 5 основных аэродромов СТОФ: Знаменское, Гроссевичи, Постовая, Май-Гатка, Софийское, а также гидроаэродром в бухте Бяуде и запасной (оперативный) аэродром Каменный Ручей.
18 января 1941 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Советская Гавань получил статус города, а Советско-Гаванский район был упразднёню
В 1947 году была введена в эксплуатацию железная дорога Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
В 1948 году город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельсоветов передан из Приморского в Хабаровский край.
В 50-е годы в городе организован стройтрест № 508 (управление строительства № 508 Главного управления лагерей железнодорожного строительства, в дальнейшем ГУЛАГ НКВД). Вступает в строй колбасный завод, открыто автобусное движение.
13 января 1965 года Советско-Гаванский район был восстановлен.
В 1973 году первую продукцию выпустили рыбокомбинат «Совгаванский» (впоследствии база океанического рыболовства) в п. Лососина, и совгаванский молокозавод. В том же году из состава района был выделен Ванинский район.
С 1975 года судоремонтный завод ММФ стал предприятием малого судостроения — наладил выпуск морских барж, морских буксиров, самоходных плашкоутов и различных маломерных плавучих средств.
В 1981-м году в городе образовано управление строительства № 106. Целью было определено строительство крупного судостроительного завода «Паллада» и ряда вспомогательных производств.
На заводе «Паллада» планировалась постройка крупнейших в СССР атомных авианосцев. Город к 2000 году должен быть стать третьем крупным городом в Хабаровском крае с населением около 300 тыс. человек, после самого краевого центра и Комсомольска-на-Амуре. Мощности судостроительных заводов г. Николаева на тот момент были исчерпаны, поэтому было принято решение о создании на Дальнем востоке, в заливе Советская Гавань уникального для СССР производства. Однако с распадом Союза всё строительство было остановлено, и сейчас при въезде в город стоят пустые разграбленные корпуса и цеха, и совершенно новые, но никогда не заселявшиеся здания.
В 1984 году начал выпускать продукцию завод КПД-6. В 1989 году было создано проектно-строительного объединения «Совгаваньспецстрой».
С развалом СССР в Советско-Гаванском районе были заморожены или ликвидированы практически все объекты капитального строительства и началась деградация промышленности. За период 92-2000 гг прекратили свою деятельность: База океанического рыболовства, мелькомбинат, городской пищекомбинат, городской аэропорт, Северный судоремонтный завод, 1-й СРЗ ММФ и т. д. Ликвидировано множество военных объектов и воинских частей: 279-й отдельный дивизион ракетных катеров, 287-й военно-строительный отряд, 105-й ремонтный завод, 308-й авиационный полк ПВО, 345-я ракетная бригада ПВО, 1458-й отдельный морской батальон связи, 501-й топливный склад, 23-й разведотряд ВМФ и ещё множество организаций. Начался массовый отток населения из отдалённых посёлков района в город, а также переезд в западные регионы страны.
Залив Советская Гавань стал последним пристанищем для тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143. Именно отсюда был выведен проданный в 1994 году в Южную Корею ТАВКР «Новороссийск» и в 1995 году — ТАВКР «Минск».
В начале 90-х в Советской Гавани создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино-Тайрику». В 1993 году был открыт порт, и стал возможен заход в гавань судов под иностранным флагом, приняло первое судно под погрузку ОАО «Терминал». В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Востокрыба».
В 2000 году порт Советская Гавань получил статус международного.
В 2001 году открыто сквозное автомобильное движение Советская Гавань — Ванино — Лидога — Хабаровск. Судоремонтные предприятия приступили к выполнению заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного шельфа о. Сахалин.
В 2002 году в связи с разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом вошёл в клуб городов-стратегов Российской Федерации.
С 2003 по 2005 годы в городе открылся филиал Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода-завод «Паллада», отремонтирована нефтебуровая вышка «Орлан». Возобновил выпуск строительных материалов завод ЖБИ, начато производство строительного камня на базе карьера «Советский».
В 2006 году в городе Совгавань сдана в эксплуатацию школа на 220 учащихся в посёлке лесозавода.
В 2009 году порту был присвоен статус портовой особой экономической зоны.
В 2012 году в пригороде г. Совгавань началось строительство новой ТЭЦ.
В 2013 году в городе Совгавань сдана школа для детей с ограниченеными возможностями
5 октября 2013 года в городе Совгавань было завершенно строительство самого большого торгового центра в Хабаровском крае (вне г. Хабаровска).
28 сентября 2016 досрочно прекращено функционирование портовой особой экономической зоны в г. Совгавань.
География района
Район расположен на побережье Татарского пролива Японского моря. Практически всё население района компактно проживает на берегу залива Советская Гавань в северо-восточной части района, в городской агломерации; остальная территория района (кроме с. Гатка) не заселена (посёлки на побережье в н.в. брошены).
Площадь района — 15,6 тысяч км², что составляет 1,98 % территории Хабаровского края.
На севере Советско-Гаванский район граничит с Ванинским районом, на западе — с Нанайским районом (межрайонная граница проложена по водоразделу рек восток-запад, то есть по высочайшим вершинам гор), на юге — с Тернейским районом Приморского края. На востоке граница района проходит по побережью Татарского пролива, который отделяет его от острова Сахалин.
Вся территория района - горная. Значительную часть территории района занимает восточный макросклон хребта Сихотэ-Алинь. На юго-запад от агломерации вдоль береговой черты простирается хребет Советский с отметками до 560 м (гора Советская).
Советско-Гаванский район приравнен к районам Крайнего Севера.
Население
УрбанизацияГород Советская Гавань вместе с пригородной зоной, пгт Ванино и прилегающими населёнными пунктами образуют единственную на материковом побережье Татарского пролива городскую агломерацию, вытянутую вдоль сильно изрезанной береговой черты на 45 км в направлении с юга на север.
В городских условиях (город Советская Гавань, рабочие посёлки Заветы Ильича, Лососина и Майский) проживают 98,25 % населения района.
Муниципально-территориальное устройство
В Советско-Гаванский муниципальный район входят 5 муниципальных образований нижнего уровня, в том числе 4 городских поселения и 1 сельское поселение, а также 1 межселенная территория без статуса муниципального образования:
Населённые пункты
В Советско-Гаванском районе 9 населённых пунктов.
Местное самоуправление
Глава района избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет. Нынешним главой является Юрий Иванович Бухряков (с 2009).
Представительным органом населения района является Собрание депутатов Советско-Гаванского района. Оно было учреждено в 1994 году как Собрание представителей города Советская Гавань с Советско-Гаванским районом и первоначально избиралось на два года. В его состав входили 8 депутатов от Советской Гавани, 6 представителей местного самоуправления других населённых пунктов района, а также глава города с районом. В 1997 году, после принятия нового Устава города с районом, Собрание представителей было переименовано в Совет депутатов, а его срок полномочий увеличен до четырёх лет. Наконец, в 2004 году, после разделения города и района, было создано Собрание депутатов Советско-Гаванского района, которое избирается на 5 лет и состоит из 15 депутатов. Нынешним председателем Собрания депутатов является Лариса Юрьевна Лисова (с 2018).
Главы района
В 1991—2004 годах существовало единое муниципальное образование «Город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом». Его возглавляли:
- Павел Александрович Лукашевич (декабрь 1991 — 10 ноября 1995)
- Станислав Николаевич Кузьменко (10 ноября 1995—1996) — и. о. как первый заместитель главы администрации.
- Юрий Леонидович Григорьев (1996—2000)
- Валерий Фёдорович Шевчук (2000—2004)
Должность главы района учреждена в 2004 году после проведения муниципальной реформы в России. Её занимали:
- Сергей Леонидович Луговской (2004—2009)
- Юрий Иванович Бухряков (с 2009)
Главы законодательной власти района
- Сергей Леонидович Луговской (2009—2010)
- Владимир Алексеевич Кондратьев (2010—2013)
- Андрей Владимирович Факиро (2013—2018)
- Лариса Юрьевна Лисова (с 2018)
Экономика
Основными отраслями экономики района являются: перевалка грузов, энергетика, лесная и деревообрабатывающая отрасли, строительство, судоремонт.
Транспорт
Транспортные связи осуществляются по железнодорожной магистрали «Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань», воздушным путём из аэропорта «Май-Гатка», по автодороге «Лидога—Ванино».
По автодороге «Советская Гавань—Ванино—Лидога» и далее по трассе «Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре» имеется возможность автомобильным транспортом добраться до г. Комсомольска-на-Амуре, до столицы края — г. Хабаровска и далее до г. Владивостока.
Внутренняя транспортная связь между муниципальными поселениями района и соседним Ванинским районом осуществляется автомобильной дорогой длиной в 32 км.
Религия
Большинство верующих жителей района — православные христиане; имеются два прихода Русской Православной церкви, количество верующих приблизительно оценивается в 5000 человек, преимущественно русские. Многие жители района исповедуют протестантизм, из них: адвентистов седьмого дня — около 150 человек, Свидетелей Иеговы — около 50 человек, прихожан церкви «Благодать» — около 200 человек. Ислам исповедуют около 300 представителей этнических групп (татар, азербайджанцев, чеченцев), традиционно исповедующих эту религию. Около 50 человек (в основном представители русской интеллигенции, а также буряты и калмыки) исповедуют буддизм. Некоторые представители коренных народов (орочи, удэгейцы) придерживаются традиционных верований. Также на территории района действуют религиозные организации, признанные районными властями деструктивными: Алтайское братство, Новая мессия, различные необуддийские секты.
Достопримечательности
- Маяк «Красный партизан» — построен в 1895 году. В 1919 году стал местом боя партизан и белогвардейцев. объект культурного наследия России.