Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




01.07.2022


01.07.2022


01.07.2022


20.06.2022


27.05.2022





Яндекс.Метрика





         » » Катастрофа DC-10 в Чикаго

Катастрофа DC-10 в Чикаго

29.01.2021

Катастрофа DC-10 в Чикаго — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 25 мая 1979 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс AA191 по маршруту Чикаго—Лос-Анджелес, но при разгоне по ВПП лишился двигателя №1 (левый) и через минуту после взлёта рухнул на землю в 1,5 километрах от аэропорта Чикаго. В катастрофе погибли 273 человека — все находившиеся на борту самолёта 271 человек (258 пассажиров и 13 членов экипажа) и 2 человека на земле.

До терактов 11 сентября 2001 года это была самая смертоносная авиакатастрофа на территории США; она остаётся худшей авиакатастрофой в стране. По числу погибших она занимает второе место среди катастроф с участием DC-10 (после катастрофы под Парижем, 346 погибших). На момент событий (в 1979 году) была третьей среди 100 крупнейших авиакатастроф, на 2020 год — тринадцатая.

Причиной катастрофы стало отделение при взлёте двигателя №1 (левого), который разорвал одну из гидросистем и вырвал часть крыла.

Сведения о рейсе 191

Самолёт

McDonnell Douglas DC-10-10 (регистрационный номер N110AA, заводской 46510, серийный 022) был выпущен в 1971 году (первый полёт совершил 29 октября), став 22-м выпущенным DC-10. 28 февраля 1972 года поступил в авиакомпанию American Airlines. На день катастрофы налетал 19 871 час. Последний крупный ремонт (C) прошёл 28 марта 1979 года, после чего самолёт налетал 341 час.

Лайнер был оснащён тремя двухконтурными турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-6D. Двигатели имели следующие данные:

По данным на 24 мая 1979 года по самолёту не было никаких серьёзных замечаний. Данные на 25 мая сгорели в катастрофе.

Экипаж

Самолётом управлял очень опытный экипаж, состав которого был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 53-летний Уолтер Х. Лакс (англ. Walter H. Lux). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании American Airlines 28 лет и 5 месяцев (с ноября 1950 года). Был квалифицирован для полётов на 17 типах самолётов, включая такие, как Boeing 707, Boeing 727, DC-6 и DC-7. На командира McDonnell Douglas DC-10 был квалифицирован в декабре 1971 года, то есть практически уже в начале их появления. Имел дальнозоркость, в связи с чем, по медицинским показаниям, носил очки. Налетал свыше 22 500 часов, свыше 3000 из них на DC-10.
  • Второй пилот — 49-летний Джеймс Р. Диллард (англ. James R. Dillard). Опытный пилот, проработал в авиакомпании American Airlines 12 лет и 10 месяцев (с июня 1966 года). На второго пилота McDonnell Douglas DC-10 был квалифицирован в июле 1977 года. В отличие от КВС носил контактные линзы в связи с близорукостью. Налетал 9275 часов, свыше 1080 из них на DC-10.
  • Бортинженер — 56-летний Альфред Ф. Удович (англ. Alfred F. Udovich). Проработал в авиакомпании American Airlines 24 года и 4 месяца (с января 1955 года). На бортинженера McDonnell Douglas DC-10 был квалифицирован в сентябре 1971 года. Налетал свыше 15 000 часов, свыше 750 из них на DC-10.

В салоне самолёта работали 10 бортпроводников:

  • Линда Бунденс (англ. Linda Bundens),
  • Паула Бернс (англ. Paula Burns),
  • Джеймс Дехарт-младший (англ. James DeHart, Jr.),
  • Кармен Фаулер (англ. Carmen Fowler),
  • Кэтрин Хиберт (англ. Katherine Hiebert),
  • Кэрол Ом (англ. Carol Ohm),
  • Линда Принс (англ. Linda Prince),
  • Майкл Шасбургер (англ. Michael Schassburger),
  • Нэнси Салливан (англ. Nancy Sullivan),
  • Салли Титтерингтон (англ. Sally Titterington).

Хронология событий

25 мая 1979 года небо над Чикаго было ясным и дул северо-северо-восточный (азимут 20°) ветер со скоростью 40,7 км/ч, видимость составляла 24 километра.

В 14:50 CDT McDonnell Douglas DC-10-10 борт N110AA был отбуксирован от гейта №K5, а затем начал движение по рулёжкам к взлётной полосе №32R. Вес авиалайнера составлял 171 900 килограммов, что соответствовало скорости принятия решения (V1) 257 км/ч, скорости подъёма носовой стойки шасси (VR) 269 км/ч и минимальной безопасной скорости набора высоты (V2) 283 км/ч. Во время запуска двигателя и движения самолёта по аэропорту его работники не заметили ничего необычного.

В 14:59 лайнер занял позицию на исполнительном старте в начале ВПП. В 15:02:46 авиадиспетчер Эдвард Ракер (англ. Edward Rucker) связался с рейсом 191 и дал команду на взлёт, на что в 15:02:46 командир доложил: Американ один девяносто один на взлетный (англ. American one ninety-one under way). РУДы были установлены на 99,4%, и самолёт начал разгон. Но когда он пробежал по полосе 1,8 км, с диспетчерской вышки увидели, как двигатель №1 (левый) вместе с пилоном отделился от заднего крепления, перелетел через переднюю кромку левого крыла и, оторвав при этом кусок крыла длиной около метра, рухнул позади самолёта на ВПП, после чего за самим крылом появился белый воздушный след от вытекающего авиатоплива. Помимо топливопроводов, оторвавшийся двигатель также порвал линии электро- и гидросистем. Падение давления в гидросистеме привело к тому, что левые предкрылки начали медленно убираться. Между тем рейс 191 уже оторвался от ВПП и со скоростью до 319 км/ч начал набор высоты со средней вертикальной скоростью 5,6—5,8 м/с.

Понимая критичность ситуации, диспетчер тут же связался с экипажем: Американ один девяносто один тяжёлый, вы хотите вернуться на ВПП? (англ. American one ninety-one heavy, you wanna come back and to what runway?). Однако ответа не прозвучало, так как экипаж был занят проблемой сохранения полёта. Пилоты увидели по приборам, что пропала тяга левого двигателя, но не знали, что тот оторвался, при этом нанеся крылу серьёзные повреждения. Из-за асимметрии тяги двигателей второй пилот начал выравнивать самолёт с помощью руля направления. Рейс 191 на скорости 303,7 км/ч поднялся на высоту 90 метров, когда экипаж, в соответствии с инструкцией по полёту на двух двигателях, начал снижать скорость до 283 км/ч, для чего поднял нос вверх под углом 14°. Но через 20 секунд после отрыва от взлётной полосы, на высоте около 100 метров, когда скорость упала до 294 км/ч, на левом крыле из-за убранной механизации произошёл срыв потока, что привело к сваливанию и появлению быстро увеличивающегося крена влево. Механизация на правой консоли работала исправно, что усугубило ситуацию. Авиалайнер на скорости 287 км/ч достиг высоты 122 метра, когда крен достиг прямого угла, то есть крыло заняло вертикальное положение, тем самым подъёмная сила упала до нуля и лайнер начал быстро падать. В 15:04:05, менее чем через минуту после отрыва от ВПП, рейс AA 191 под углом 20° и с боковым креном 122° левым крылом врезался в землю в Дес-Плейнс (пригород Чикаго) близ трейлерного парка, в 1,4 км от ВПП и полностью разрушился. Полностью заправленные топливные баки взорвались, образовав большой огненный шар, и обломки самолёта полетели в ближайшие дома трейлерного парка. Дым от катастрофы был виден даже из центра Чикаго.

В катастрофе погибли 273 человека — все 271 человек на борту самолёта и 2 человека на земле. В трейлерном парке были разрушены 5 домов и ещё несколько были повреждены, ещё 2 человека (на земле) получили серьёзные ранения. Это худшая авиакатастрофа на североамериканском континенте.

Расследование

Расследованием причин катастрофы рейса AA 191 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). В ходе расследования NTSB аннулировал сертификат лётной годности всех DC-10 с 6 июня по 13 июля 1979 года, в результате 270 DC-10 на это время прекратили полёты. Авиакомпании несли огромные убытки.

Окончательный отчёт расследования был опубликован 21 декабря 1979 года.

Согласно отчёту, причиной отделения левого двигателя стала некачественная процедура регулярного техобслуживания, проведённая в аэропорту Талсы (Оклахома). Механик, как оказалось, не следовал инструкции по демонтажу и монтажу левого двигателя и его крепления, что впоследствии вызвало его выход из строя. Двигатель поднимали и крепили на подъёмнике, и от ударных нагрузок при монтаже в креплении стали появляться микротрещины, которые в итоге привели к разрыву соединения.

Механик, ставший, как он полагал, причиной катастрофы, покончил жизнь самоубийством.

Культурные аспекты

  • Катастрофа рейса 191 American Airlines была показана в двух документальных сериалах от телеканала «National Geographic Channel» — Секунды до катастрофы (серия Чикагский рейс 191) и Расследования авиакатастроф (серия Самая страшная авиакатастрофа в США).
  • Также она показана в американском документальном телесериале от «MSNBC» Почему разбиваются самолёты (англ. Why Planes Crash) в серии Точка разлома (англ. Breaking Point).
  • Катастрофа рейса 191 упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Катастрофа самолёта DC-10 под Чикаго.
  • Катастрофа рейса 191 упоминается в романе Майкла Крайтона «Крылья».
  • В песне Владимира Высоцкого «Через 10 лет — всё так же» («Ещё бы не бояться мне полётов…»), написанной в 1979 году, есть строки: «Эх, говорит, бедняга, у них и то в Чикаго три дня назад авария была…». Предположительно, имелась в виду данная авиакатастрофа.