Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Евпаторийский трамвай



Евпаторийский трамвай — система электрического трамвая в Евпатории. Является одной из семи действующих на территории бывших Российской империи и СССР систем с использованием колеи 1000 мм. Открытая в 1914 году, она до сих пор пользуется большой популярностью у отдыхающих, несмотря на то, что с середины 2000-х отмечается значительное увеличение перевозок маршрутными такси. Правом льготного проезда могут пользоваться только граждане России и Украины, зарегистрированные на территории Республики Крым (Автономной Республики Крым).


История

Российская империя

  • В 1887 году в городской Думе Евпатории впервые рассматривается вопрос об организации трамвайного движения, но вопрос был вскоре забыт.
  • В 1907 году проект трамвайной системы был возобновлён. Для строительства трамвайного депо городская Дума выделяет 13 соток земли, на них начинают обустраивать тяговую подстанцию и площадку для стоянки трамвайных вагонов. 16 декабря 1911 года Городская дума Евпатории утвердила проект строительства трамвайных линий, разработанный отечественной компанией Вестингауз (Русское электрическое общество). Строительство трамвая оценивалось в 320 тысяч рублей, но городской бюджет не располагал данной суммой и часть денег пожертвовали жители города.
  • В декабре 1912 года в Евпатории было начато строительство трамвайного депо. Летом следующего года начали строиться, и первые три участка трамвайной линии: Центральный (Гортеатр — Симферопольская ул.), Дачный (Гортеатр — ул. Маяковского) и Мойнакский (Гортеатр — грязелечебница Мойнаки).
  • 31 марта 1914 была совершена пробная поездка, и 10 мая первый рейсовый вагон вышел на евпаторийские рельсы. Протяженность первой трамвайной линии составила 4,5 км.
  • К 1917 году было уже три линии. На них работало 14 новейших электрических вагонов фирмы «Вестингауз», двухосные моторные, с двумя кабинами управления.

Советский период (1917—1991)

Трамвай на Театральной площади, 1930-е годы
  • В 1918 году, во время Гражданской войны, движение трамваев по городу было остановлено. Движение возобновилось лишь в 1923 году. В 1926 году была проложена линия к железнодорожному вокзалу, которая сейчас используется маршрутом № 3.
  • В период немецкой оккупации Евпатории (1941—1944 годы) трамвайное движение было вновь остановлено. В 1944 году движение было частично восстановлено, а полностью ремонт трамвайных путей был завершён к 1952 году. В ходе послевоенной реконструкции путей линия по улице Ивана Франко была перенесена на улицу Полупанова, в результате чего конечная «Грязелечебница „Мойнаки“» оказалась отдалена от озера.
  • В ноябре 1950 бывшая Дачная линия была продлена до проспекта Ленина и соединена с примыкавшей к новому участку трамвайной линией. Сформировавшаяся маршрутная сеть действовала без изменений до 13 июня 1981 года. Впоследствии были построены разворотные кольца «Грязелечебница Мойнаки» (1951) и «Улица Симферопольская» (1953).
  • В 1957 году в Евпаторию поступают вагоны из ГДР — двусторонние «Gotha» — «Т57» и «В57».
  • В 1969 году в Евпаторийское трамвайное управление назначен новый руководитель — Иван Александрович Пятецкий, бессменно проработавший в этой должности до своей смерти в 2006 году.
  • В 1970 после закрытия трамвайного движения в Симферополе часть вагонов была передана в Евпаторию.
  • 13 июня 1981 года было открыто движение по новому участку трамвайной линии «Симферопольская улица — Новый пляж», по которому был пущен сезонный маршрут № 4. Его протяжённость составила 1,7 км.
  • В 1987 году поступают новые вагоны Tatra KT4SU. Всего до распада СССР в Евпаторию поступило 15 вагонов данной модели, закреплённых за маршрутом № 1.
  • В 1990 году в эксплуатацию ввели новый участок от Мойнак до кольца на улице Интернациональной. На новый участок была продлена трасса маршрута № 2. Одновременно три вагона Gotha T57 и T59E были переданы на открытие трамвайной линии в Молочном.
  • В марте 1991 года в Евпатории появилась первая двухколейка, которая связала Интернациональную и микрорайон Спутник-2. По новой линии был запущен пятый маршрут трамвая. Однако его жизнь оказалась недолгой: через несколько месяцев его поглотил маршрут № 2.

После распада СССР

  • В 1993 году маршруты № 1 и 2 производят взаимный обмен трассами в центре города: маршрут № 1 перешёл на проспект Ленина, а маршрут № 2 в курортную зону. Это вызывало значительные неудобства при движении по проспекту Ленина трамваев маршрута № 3, особенно с их оборотом на конечной «Гортеатр».
  • В 1995 году в микрорайон Спутник-2 был продлён первый маршрут, а маршрут № 2 был укорочен до грязелечебницы «Мойнаки».
  • В 1996 году поступают два вагона Gotha в виде подарка трамвайной системы Цвиккау.
  • В 1997 году совместно с фирмой Айлант запускается экскурсионный маршрут № 5, получивший бренд «Трамвай желаний». Также построен тупик для стоянки трамвая на улице Фрунзе. Но в 2003 году во время реконструкции улицы тупик был демонтирован, оставалось лишь маленькое ответвление с стрелочным переводом.
  • 1 января 2005 года в связи с неисправностью автоматической стрелки маршрут № 3, следовавший от железнодорожного вокзала, укорочен до гостиницы «Украина».
  • В 2006 году скончался руководитель трамвайного управления Иван Александрович Пятецкий. Трамвайному управлению присваивают имя И. А. Пятецкого.
  • В 2010 году трамваи маршрута № 2 следуют до остановки Лиман. Причина сокращения — поломка автоматической стрелки. Демонтируется ответвление со стрелочным переводом у парка им. Фрунзе.
  • В 2011 году Совмин АР Крым утвердил проект развития транспорта, в котором предусматривается строительство трамвайных путей в посёлок Заозёрное, микрорайон Исмаил-Бей, и посёлок Прибрежное.
  • В сентябре 2013 года Евпатория производит обмен вагона Gotha T59E с Винницей на Tatra KT4SU. При этом ещё в июле 2013 года в Евпатории рассматривался план замены части трамваев Tatra KT4SU на Электрон T5L64, не доведённый до практической реализации в связи с началом Майдана и событий Крымского кризиса.
  • 1 января 2015 года в трамваях в тестовом режиме была введена бескондукторная система оплаты проезда.
  • 5 февраля 2015 года КП «ТУ имени И. А. Пятецкого» сменило уставную форму на МУП «ТУ им. И. А. Пятецкого» (полное: муниципальное унитарное предприятие «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого» городского округа Евпатория Республики Крым).
  • В мае 2019 года Главгосэкспертизой Крыма был утверждён проект реконструкции части трамвайной системы. По плану реконструкция путей с сооружением новых остановок коснётся только трассы маршрута № 1.

Оплата проезда

В 2017 году в трамваях Евпатории была внедрена электронная система оплаты проезда, которая позволила увеличить доходы предприятия от перевозок. В трамваях действует евпаторийская версия транспортной карты «ГЛОНАСС Крым», позволяющая записать месячные безлимитные электронные проездные для обычных пассажиров (1020 рублей на апрель 2019 года) и школьников (510 рублей). Также доступна оплата проезда и банковскими картами, с них списывается стоимость билета на 1 поездку.

История изменения стоимости билета на 1 поездку

  • Август 2004 года — 0,50 UAH
  • 2007 год — 0,75 UAH
  • 2008 год — 1 UAH
  • 15 июня 2011 год — 1,25 UAH
  • 1 февраля 2012 года — 1,5 UAH
  • 1 февраля 2014 года — 1,75 UAH
  • 1 мая 2014 года — 2 UAH/6 RUB
  • 1 июня 2014 года — 6 RUB (отмена гривны в Крыму)
  • 20 июня 2014 года — 7 RUB
  • 1 января 2015 года — 8 RUB
  • 1 января 2016 года — 11 RUB
  • 1 сентября 2017 года — 13 RUB
  • 1 июля 2018 года — 14 RUB
  • 1 июня 2019 год — 17 RUB

Маршруты и путевое хозяйство

Современная маршрутная сеть насчитывает 4 маршрута, не имеющими (с 2010 года полностью) общих участков между собой. Три маршрута целиком однопутные, с тупиковым оборотом трамваев, два из них — даже без разъездов на всём протяжении маршрута. Также два из четырёх маршрутов являются сезонными:

  • Маршрут № 1. Основной магистральный трамвайный маршрут с наибольшим пассажиропотоком и охватом сети. Пролегает от Симферопольской улицы через центральную часть, проспект Ленина, грязелечебницу «Мойнаки», новые микрорайоны до Спутника-2. Отличается от остальных маршрутов наличием разворотных колец, сооружённых специально в 1950-е (и при продлении в начале 1990-х годов), а также более новым подвижным составом (Tatra KT4SU) и наличием единственного в Евпатории двухпутного участка.
  • Маршрут № 2. Сезонный маршрут, охватывает линию, пролегающую внутри курортной зоны. Трасса полностью однопутная, с несколькими разъездами и тупиковой системой оборота. В начале 1990-х годов продлевался до микрорайона «Спутник-2», после укорачивания в 1995 году его старая трасса, дублируемая в настоящее время полностью, была компенсирована маршрутным такси № 9. Выпуск на линию составляет от 1 до 3 трамваев (Gotha T57, реже Tatra KT4SU). Работает с 1 июня по 1 октября.
  • Маршрут № 3. Пролегает по улице Фрунзе. Линия однопутная (открыта в 1926 году), тупиковая, без разъездов (единственный разъезд «Улица Дёмышева» ликвидирован в 2015 году). Один из двух круглогодичных маршрутов сети. Выпуск составляет 1 вагон (Tatra KT4SU, летом Gotha T57).
  • Маршрут № 4. Сезонный маршрут, открытый в 1981 году, проложен по тупиковой однопутной линии по Симферопольской улице до остановки «Новый пляж». В тупике «Новый пляж» производится разгрузка прибывающего в Евпаторию нового подвижного состава (в 2013 году — Tatra KT4SU, в 2019 — испытания 71-411). Выпуск обычно составляет 1-2 вагона (Gotha T57, реже в сцепе с Gotha B57). В зимнее время компенсируется марщрутным такси № 6.

Подвижной состав

Действующий

  • Tatra KT4SU — 15 вагонов. Три вагона переделаны в двухкабинные силами сотрудников депо. В 2013 году поступил один вагон из Винницы, который был обменян на вагон Gotha T57.
  • Gotha T57 — 5 вагонов. В 1957 с завода поступило два двухвагонных поезда. Одновагонные стали прибывать только в 1969. В 2003—2004 годах все вагоны прошли капитальный ремонт в Донецке и Днепропетровске, после присоединения Крыма к России часть вагонов стала использоваться в качестве доноров запчастей.

Служебный

  • Gotha T59E Вагон-вышка КС. До 1996 года работал как пассажирский двухвагонный состав 21-65.
  • Gotha T57 Вагон службы ремонта пути. С 2000 по 2013 год вагон находился в нерабочем состоянии. До 2000 года работал в двухвагонном составе 19-52.

Планируемый

  • 71-411 — узкоколейная версия трамвая модели 71-412, разработанная Уралтрансмашем. Первый вагон прибыл на испытания в Евпаторию 31 октября 2019 года, по итогам таковых будет принято решение о серийном выпуске. 16 декабря 2019 года трамвай успешно прошёл обкатку по линиям в Евпатории. В скором времени его пустят в серийное производство

Трамвайный парк

Евпаторийский трамвайный парк МУП ТУ им. И. А. Пятецкого. Адрес: г. Евпатория, ул. Белинского 1. Тел. +7 (36569) 4-42-80

Памятник «100 лет Евпаторийскому трамваю»

В 2014 году в связи с юбилеем у разворотного кольца на остановке «Симферопольская улица» был торжественно открыт памятник «100 лет Евпаторийскому трамваю». В качестве памятника установлен заслуженный трамвайный вагон № 063 модели Gotha T57 1957 года выпуска.

Перспективы

  • В 2011 году был разработан проект транспортного комплекса Крыма, где предусматривается строительство трамвайных путей в Заозёрное, Исмаил-Бей и в Аквапарк.
  • На 2020 год запланирована реконструкция 7,5 км трамвайных путей; большую часть из них составят участки маршрута № 1.
  • В августе 2015 года Евпаторийская городская администрация сообщила о необходимости приобретения 27 новых трамваев, однако в 2018 году официальные лица заявили, что вместо трамваев будут закуплены 40 автобусов большой вместимости для будущего филиала «КрымАвтоТранс». При этом в декабре 2019 года в Евпатории были проведены испытания вагона новой серии 71-411, которые могут прийти на смену Tatra KT4SU в случае одобрения результатов и сертификации вагона.

Неосуществлённые планы

  • В 2007 году планировалось проложить трамвайные пути по улицам Кирова и Павлика Морозова, до санатория «Юбилейный»., хотя впервые данный проект был разработан при планировке развития трамвайной сети не позднее 1917 года
  • С 1991 года периодически рассматриваются планы по сносу трамвайного депо на территории на улице Белинского и постройки нового парка в Спутник-2. Обычно данные планы аргументируются необходимостью расширения производственных площадей и увеличения количества подвижного состава в случае реализации успешных проектов развития сети.