Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




30.11.2022


25.08.2022


11.08.2022


09.08.2022


25.07.2022





Яндекс.Метрика





         » » Нихон рёики

Нихон рёики

28.01.2021


"Нихон рёики" (яп. 日本霊異記 Нихон рё:ики) - сборник сэцува, составленный в начале периода Хэйан. Является самым ранним сборником буддийских историй в Японии. Полное название сборника - Нихон кокугэн хо дзэнаку Рёики (яп. 日本国現報善悪霊異記 Нихон кокугэн хо: дзэнаку рё:ики, "Записи о стране Японии и о чудесах дивных воздаяния прижизненного за добрые и злые дела"). Составителем "Нихон рёики" является монах Кёкай из Якусидзи.

"Нихон Рёики" это один из древнейших источников буддизма для народа, на него часто ссылаются, чтобы доказать, что буддизм принимался в Японии очень широко.

У нас нет ни одного полного экземпляра "Нихон рёики", все свитки дошли до нас фрагментами.

Памятник состоит из трёх свитков, в начале которых есть вступления. В третьем свитке есть эпилог. Всего в "Нихон Рёики" собрано 116 сэцува.

Вопрос даты составления

Точная дата написания литературного памятника не ясна, отрывок который что-то об этом может сказать в научной среде признан спорным. В предисловии к третьему свитку говорится о трёх эпохах нынешней кальпы: эпохе истинного закона, фальшивого закона и конца закона. В этом отрывке утверждается, что мы уже живем в эпохе конца закона (по-японски - Маппо), хотя представления о Маппо в куда более широких массах возникли значительно позже, а именно в конце Хэйан, а не в начале, когда был написан "Нихон рёики". О дате написания в этом отрывке говорится так: “ныне 6 год эры Энряку, 236 лет прошло после прибытия Будды, Дхармы и Сангхи.”

Согласно этому отрывку "Нихон рёики" написан в эру Энряку (782-805), в 787 году. Но существуют теории, которые говорят о том, что составлен Нихон рёики был в эру Конин (810-824). Согласно этим же теориям, отрывок является поддельным, при этом есть предположение, что даты подделал сам Кёкай. Если этот отрывок действительно говорит правду, то можно смело говорить, что первое упоминание об эсхатологических буддийских идеях в Японии можно найти именно в Нихон рёики. Само слово "Маппо" встречается во всём сборнике лишь один раз.

Биография составителя

Вопрос доктринальной основы Кёкая

В Хонтё Косо-дэн ("Биографии выдающихся монахов"), которую написал монах Сибан, есть скудная и неточная биография Кёкая: в ней нет ни даты рождения, ни даты смерти, доктринальной же основой Кёкая указывается школа Юисики, что никак не может соответствовать действительности. Сибан посчитал, что это именно эта школа, только из-за того что Юисики возникла в Якуси-дзи, который продолжал быть центром этой школы еще долгое время. На самом же деле, нельзя сказать, что на момент жизни Кёкая у каждого храма обязательно была только одна школа, которой придерживались все постояльцы храма. Поэтому говорить о приверженности Кёкая какой-то конкретной школе трудно.

У Сибана не было полного издания "Нихон рёики", поэтому информация из той части сборника, где Кёкай оставил немного записей о себе, отсутствовала и в "Биографиях". В этой части Кёкай пишет про свои сны, свои трактовки этих снов. Ему снился некий нищий по имени Кёнити, который показывал ему таблицу, в которой он измерял людей по степени их заслуг. Кёкай посчитал, что Кёнити это богиня Каннон, которая пришла ему рассказать ему о том, что в каждом человеке сокрыта сущность Будды. Был еще один сон, где Кёкай наблюдал от третьего лица, как он умер и как его кремируют. Правда этот сон он по какой-то причине трактовать не стал. На момент первого сна, Кёкай еще был мирянином, но уже тогда он пребывал в своих духовных исканиях. Постриг Кёкай принимает уже после второго сна.

Можно точно сказать, что Кёкай следовал махаянской максиме “Стремится к мудрости и наставлять всех разумных существ”. Согласно тексту самого Кёкая, он хочет показать пути избавления от зла, пути творения добра, а также желает, чтобы все мы переродились в чистой западной земле, и чтобы именно из-за этого в нашей людской обители никого не осталось. Из такого заявления видно, что Кёкаю близки идеи амидаистских школ. Наставления Кёкая предназначены как мирянам, так и монахам.

Прочая информация о Кёкае

Существует мнение, что Кёкай родом из провинции Кии, в связи с тем, что много рассказов в "Нихон рёики" ссылается на эту провинцию, при этом топонимы, указанные в тексте очень подробно и точно описаны. В любом случае, он родился где-то в пределах Кинай (т.е. регионе прилежащему к столице), т.к. основная часть историй происходит именно там. Также, благодаря его подписи, мы знаем, что он был низкого монашеского сана.