Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




30.11.2022


25.08.2022


11.08.2022


09.08.2022


25.07.2022





Яндекс.Метрика





         » » Георгиевская, Сусанна Михайловна

Георгиевская, Сусанна Михайловна

28.01.2021


Сусанна Михайловна Георгиевская (урождённая Згут, 1910-е — 1974) — русская советская детская писательница.

Биография

Родилась в Одессе в семье еврейского торговца Рахмиля (Михаила) Исаевича Згута и его жены Нины Израилевны (урождённой Малой).

Сведения о ранней её биографии противоречивы. Дед Георгиевской имел большое молочное производство в Одессе и был раскулачен. Поэтому Сусанна Михайловна старалась дистанцироваться от своего непролетарского происхождения, в том числе изменяя дату рождения.

Большинство источников, включая Большую советскую энциклопедию, указывает дату рождения Георгиевской как 10 (23) мая 1916 года. Однако это противоречит сведениям о том, что Сусанна в 1930 году состояла в браке с Валентином Петровичем Глушко (позже он стал прототипом Всеволода Костырика из романа Георгиевской «Лгунья»). Сама Георгиевская в новелле «Двоеточие» упомянула, что в 1923 году ей было 10 лет. Владимир Иосифович Глоцер указал год её рождения как 1910.

В написанном Л. К. Чуковской критико-биографическом очерке утверждается, что Георгиевская переехала с родителями в Ленинград в 1930 году. Сергей Александрович Снегов, познакомившись с ней в том же году уже как с женой Глушко, описал её следующим образом: «Она была невелика, красива, изящна, быстра, темноглаза и темноволоса, одета с выкрутасами», — и упомянул, что она работала в ленинградском «Интуристе». К весне 1933 года брак с Глушко распался.

Окончила, по разным данным, ЛГУ в 1935 году или Ленинградский институт иностранных языков (ЛИФЛИ) в 1936 году.

В начале 1936 года делает первые публикации переводов и очерков в журнале «Вокруг света» и газете «Ленинские искры» под именем С. Згут. По воспоминаниям корреспондента «Ленинских искр» Абрама Лазаревича Старкова, часть рукописей Сусанна позиционировала как пересказы публикаций зарубежных авторов, но в редакции газеты сложилось мнение, что это были её собственные вымыслы. Примерно в это время Сусанна вышла замуж за архитектора Георгиевского и несколько позже стала публиковаться под его фамилией.

Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушла на фронт. По версии Снегова, она развелась с Георгиевским в начале войны, а их маленький сын Петя к этому времени умер. Старков со слов сослуживицы Сусанны пишет, что муж и сын Георгиевской умерли в блокадном Ленинграде. С апреля 1943 года она служила переводчиком и диктором в отделении по работе среди войск противника Политического управления Северного флота. Занималась переводом агитационных материалов и вещанием их на позиции противника через громкоговорители.

После войны получила широкую известность книгами о детях разных возрастов, которые переиздаются и в XXI веке. К числу наиболее удачных относятся повести «Лгунья» (1969) и «Колокола» (1972), а также роман «Отец» (1973).

Покончила с собой 27 ноября 1974 года. По версии Д. Л. Быкова, отравилась, страдая тяжёлой клинической депрессией. По версии корреспондента газеты «За родину» Натальи Журавлевой, поводом к самоубийству стало неверное с точки зрения Георгиевской изображение героев романа «Лгунья» в спектакле Центрального детского театра по мотивам романа.

Похоронена на кладбище в Комарове.

Награды и премии

  • орден Отечественной войны II степени (24.10.1944)
  • медаль «За отвагу» (10.4.1944)
  • медаль «За оборону Советского Заполярья»

Критика

По характеристике А. В. Дановского, большинство произведений Георгиевской предназначены для детей младшего школьного возраста. При этом они «проникнуты лиризмом, глубоким нравственно-патриотическим пафосом», а их героям «присущи мужество и храбрость, душевное благородство, подлинная дружба, товарищество».

В. Казак отмечает, что творчество Георгиевской адресовано также и взрослым с целью «помочь им более глубоко понять нежную душу ребёнка». По его определению, «стиль Георгиевской отличается своеобразной сжатостью, автор часто ограничивается главными предложениями, повествование строится как чередование эпизодов».

По мнению Д. Л. Быкова, стиль Георгиевской отличается экспрессивностью, а её творчество «открывает дверь в волшебный мир, не похожий на ту повседневность, в которой мы существуем». Он особо выделил адресованные юношеству романы «Отец» и «Лгунья», а также повесть о любви «Колокола» и отметил сходство впечатлений, произведённых на него в детстве произведениями Сусанны Георгиевской и Галины Демыкиной.

Библиография

Книги и повести
  • Бабушкино море, 1949
  • Отрочество, 1954 (рассказ о том, как ребенок расстается с детством)
  • Повести и рассказы, 1954
  • Три повести (сборник повестей), 1957
  • Тарасик, 1959 (описание внутреннего мира 5-летнего ребенка соседствует с изображением кризиса в жизни родителей)
  • Серебряное слово, 1963 (о работнице библиотеки, начинающей свою деятельность в Туве)
  • Светлые города, 1964
  • Портной особого платья, М., 1964
  • Дважды два — четыре: романтическая повесть, 1966
  • Лгунья, 1969
  • Матрос Капитолина, 1969
  • Родился человек, 1970
  • Пека, 1970
  • Тетушка Зубная Боль: сказочная повесть, 1971
  • Любовь и кибернетика, 1972
  • Колокола, 1972
  • Юг и север, 1974
  • Повести о любви (сборник повестей: Отец. Дважды два - четыре. Серебряное слово. Пека), 1975
  • Старости не бывает, 1976
Избранная новеллистика
  • Галина мама, 1947
  • Малолеток Иванов (сборник рассказов), 1950
  • Жемчужный остров (сборник рассказов), 1961
  • Портной особого платья (сборник рассказов), 1964
  • Сказки моего друга (сборник), М., 1964
  • Рассказы и сказки, М., 1968
  • Фея горького миндаля
  • Тентель-Вентель