Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




01.07.2022


01.07.2022


01.07.2022


20.06.2022


27.05.2022





Яндекс.Метрика





         » » Макаренко, Анатолий Иннокентьевич

Макаренко, Анатолий Иннокентьевич

28.01.2021

Анатолий Иннокентьевич Макаренко (род. 1 ноября 1936) — инженер-судостроитель, Генеральный Директор ФГУП ПО «Севмашпредприятие», первый заместитель министра судостроительной промышленности СССР, кандидат технических наук, доцент, Герой Социалистического Труда.

Биография

Родился 1 ноября 1936 года в деревне Цветковка Чугуевского района Приморского края в многодетной крестьянской семье колхозного пасечника Иннокентия Никифоровича и его супруги Ульяны Сидоровны Макаренко. В семье были дочь и три сына, Анатолий был младшим среди них. В 1945 году семья, после окончания Великой Отечественной войны и демобилизации отца, переехала в Ивановский район Приморского края, где Анатолий в 1953 году окончил среднюю школу. В 1958 году окончил судомеханический факультет Высшего инженерного мореходного училища (ныне Государственный морской университет имени адмирала Г. И. Невельского) по специальности «судовые машины и механизмы», дипломной работой будущего кораблестроителя была - подводная лодка.

С 1958 года работал на Северном машиностроительном предприятии («Севмаш») в городе Молотовск (ныне Северодвинск) Архангельской области в должности конструктора, а затем инженером-конструктором 2-й категории. Активно участвовал в общественной жизни предприятия, избирался заместителем секретаря комсомольской организации конструкторского отдела.

В 1960 году, после того как предприятие активно приступило к строительству атомных подводных лодок, перешёл на производство. Сначала был назначен помощником строителя по энергетике, затем строителем. Первым заданием было организация и руководство ремонтных работ в ядерным отсеке подводной лодки 627А, участвовал в перегрузке активной зоны одного из реакторов.

Был заместителем начальника отдела строителей и старшим строителем, ответственным сдатчиком корабля. Основным направлением работы Макаренко было строительство новых подводных лодок. Первым из этих кораблей была подлодка проекта 675 с крылатыми ракетами подводного старта главного конструктора П. П. Пустынцева.

В 1965 году назначен заместителем главного строителя завода. Принимал непосредственное участие в организации строительства подводных лодок проектов 667, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ генерального конструктора С. Н. Ковалёва, а также проектов 705К, 685 («Комсомолец»).

В 1970 году за сдачу головного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А А. И. Макаренко был награждён орденом Ленина.

В декабре 1974 года А. И. Макаренко был назначен главным инженером — первым заместителем директора Северного машиностроительного предприятия.

В 1985 году Макаренко защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме улучшения акустических параметров подводных лодок. Создал и возглавил на заводе Научно-технологический центр.

Под непосредственным руководством А. И. Макаренко, который являлся ответственным за своевременную и качественную сдачу заказа, строились новые проекты лодок «Акула» и «Гранит», головного корабля проекта 941 («Дмитрий Донской»).

2 февраля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Анатолию Иннокентьевичу Макаренко было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В апреле 1986 года А. И. Макаренко был назначен генеральным директором производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» Министерства судостроительной промышленности СССР.

В 1986—1988 годах являлся депутатом Верховного Совета РСФСР, входит в местные и региональные представительные органы власти, был делегатом XXVII съезда КПСС.

В апреле 1988 года А. И. Макаренко назначается заместителем министра, а в августе 1991 года — первым заместителем министра судостроительной промышленности СССР. Курировал строительство надводных боевых кораблей и минно-торпедное вооружение. Участвовал в испытаниях и сдаче уникального боевого спасательного корабля «Алагез» в городе Николаеве, способного спасать затонувшие корабли с глубины 6 тысяч метров, а также в сдаче тяжёлого атомного крейсера «Калинин» Балтийского завода. Руководил межведомственным координационным центром по сдаче авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

В начале 90-х годов возглавил судостроительную корпорацию «Судпром». В настоящее время А. И. Макаренко является президентом ЗАО «Судостроение».

А. И. Макаренко работал на кафедре Московской государственной академии транспорта, является председателем Государственной экзаменационной комиссии данной академии, консультантом в нескольких вузах и на предприятиях страны.

Анатолий Иннокентьевич имеет около 20 научных трудов, ряд изобретений, подтверждённых патентами.

Живёт и работает в Москве.

Награды и почётные звания

  • Героя Социалистического Труда
  • Орден Ленина (1970, 1984)
  • Орден Октябрьской Революции (1978)
  • Медали.
  • Академик, Действительный член Российской инженерной академии,
  • Член-корреспондент Международной инженерной академии.
  • Почётный гражданин Северодвинска (2009)
  • Знак «Золотой фонд МГУ» с занесением в книгу Почёта.
  • Знак «За заслуги перед городом Северодвинск» (2006) — за большой вклад в развитие города Северодвинска.
  • Медаль имени Евгения Егорова — высшая награда «Севмаша» — знак отличия за особые заслуги
  • Мастера спорта СССР по велоспорту

Семья

  • Отец — Макаренко Иннокентий Никифорович (1909—1987), участник Великой Отечественной войны, был председателем сельсовета, заведовал колхозной пасекой.
  • Мать — Макаренко Ульяна Сидоровна (1910—1986), колхозница.
  • Сестра — Зинаида
  • Брат — Владимир, моряк Дальневосточного пароходства
  • Брат — Александр, моряк Дальневосточного пароходства
  • Супруга — Макаренко Надежда Ивановна (рожд. 1937).
  • Дочь — Оксана (рожд. 1959)

Об Анатолии Иннокентьевиче Макаренко снят документальный фильм «Свидетели эпохи» (режиссёр Людмила Цветкова).

Увлечения

  • С юношеских лет занимается спортом. Мастер спорта СССР по велоспорту, был чемпионом Приморского края. Занимался греблей, большим теннисом.