Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




30.11.2022


25.08.2022


11.08.2022


09.08.2022


25.07.2022





Яндекс.Метрика





         » » Табынская икона Божией Матери

Табынская икона Божией Матери

11.06.2022


Табынская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной. Наибольшее распространение почитание получило в Башкирии, Оренбуржье, Поволжье, Западной Сибири, Казахстане. Первоначально икона явилась на солёном ключе при Вознесенской пустыни (с. Курорта, Башкортостан) в 1570-х годах, в 1579 году помещена в собор г. Уфы и названа Казанской. В 1593 году собор сгорел, а икона вновь явилась на солёном ключе. С 1597 года икона находится в Пречистенском монастыре. С 1692 года она пребывала в Солеварном городке, а с 1741 года в крепости Табынской (впоследствии село Табынское в Гафурийском районе Башкортостана). Отсюда происходит её название — Табынская икона Божией Матери.

Описание иконы

Икона может датироваться X—XII веком по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма. Размеры — 74 х 106 см, возможно, размеры несколько больше. Иконографический тип близок к Казанскому образу с некоторыми отличиями: дополнительные детали апостольника, голова наклонена к Спасителю и почти касается Его волос.

История

Явления иконы

Первое предполагаемое явление Табынской иконы Божией Матери случилось в 1570-х годах: Иеродиакон Вознесенской пустыни Амвросий шёл вечером с сенокоса. Проходя мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Считая эти слова наваждением, он постарался не обратить внимания. Ему было видение Богоматери. На третий день проходя там же, он снова услышал Её глас: «Да потщится правоверная братия богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дуба икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте ногайскую дорогу.

Первое явление Табынской иконы Божией Матери

Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молиться ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному.

Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена, и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, он был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте.

Второе предполагаемое явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь, и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз.

Третье предполагаемое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1692 году в районе Солеварного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь, появляются планы возрождения монастыря, учреждается содержание храму. Однако в 1708 году, согласно преданию, при разрушении Солеварного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала.

Четвёртое предполагаемое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкирских пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго оставалась невредимой. В конце концов кровь потекла по щеке, икона раскололась, и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер, и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

С крестным ходом взяли икону и поставили в храме ближайшего села, причём перенесение иконы сопровождалось исцелениями. Исцелились и башкирские пастухи, причём только один из них, самый молодой, крестился. Ночью икона исчезла и утром объявилась в Вознесенском храме Табынской крепости. Её возили освидетельствовать в Уфу, с этого времени стали проводить крестный ход. Этот день случился в 9-ю пятницу после Пасхи и до сих пор празднуется как день явления Табынской иконы, что было подтверждено многочисленными знамениями. Младший из башкир, по преданиям, жил около 130 лет, проводил жизнь подвижника и умер в 1880 году под Челябинском. В 1741 году с помощью вице-губернатора Казанской губернии Леонтия Яковлевича Соймонова в Табынской крепости был построен придел в честь Казанской иконы.

Крестный ход с иконой

Традиция крестных походов берет своё начало с периода Пугачевского восстания. Уже в начале XIX века, как свидетельствует дневник В. И. Даля, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. Епархиальное утверждение крестного хода произошло в 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцов (1835-49 гг.) в честь избавления города Стерлитамака от холеры. Расширение похода до города Оренбурга началось во время холеры, когда за 1848-53 годы в Оренбурге умерла большая часть населения.

12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за № 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода по Императорскому повелению. В XX веке это уже грандиозный поход, состоящий из двух частей в году. Первый из них был наиболее продолжительным, проходил более 4000 верст. Он охватывал собой Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды Уфимской епархии, всю Оренбургскую епархию, с посещением соседних городов - Тобольска, Кустаная. В январе-феврале посещался Бузулукский уезд Самарской епархии, и только на великий пост осуществлялось возвращение в село Табынское. Вторая часть похода начиналась в субботу на пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в Духов день возвращалась назад. В связи с крестным ходом во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера связанные с Табынской иконой.

В XX веке

Во время Гражданской войны по благословению уфимского епископа Андрея (Ухтомского) икона, вместе с остатками Оренбургской армии, под руководством атамана А. И. Дутова, в марте 1920 г. была доставлена в Китай, где находилась в городе Суйдун провинции Синьцзянь, а после 1937 года она находилась в Николаевском храме в г. Кульдже той же провинции. Во время благочинного этой провинции протоиерея Д. А. Млодзяновского, с 1947 по 1952 годы, икона находилась в Кульдже. Предпринятая в 1952 году попытка вывезти её в СССР не удалась. Икона исчезла. По одной из версий она спрятана где-то в окрестностях Кульджи, по другой — вывезена в Сан-Франциско. В настоящее время предпринимаются поиски исчезнувшей иконы.

Первый храм Её за рубежом был в монастыре г. Харбина. Там прославилась Табынская икона многими чудесами так, что и китайцы молились Ей, говоря: «Если Табынь поставишь свечку — все будет хорошо, если не поставишь — плохо». В Китае чудотворная Табынская икона пребывала до 1948 г. Потом русских, по настоянию большевиков, изгнали из Китая. Затем Табынская икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской церкви за границей, перевез икону в г. Сан-Франциско. Все попытки возвращения святой иконы митрополитом Мануилане не увенчались успехом. В советские времена празднование Девятой пятницы всячески пресекалось властями.

Современное почитание

Крестный ход со списком иконы Божией Матери «Табынская» был возрождён по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона в Уфимской епархии в 1992 году, его возрождение в Оренбургской епархии по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина последовало с 2000 года.

Правлением Оренбургского казачьего войска был восстановлен круглогодичный крестный ход, который безостановочно движется с 3 июня 2010 года. За это время казаки с иконой побывали в тысячах приходов Русской православной церкви в России и за рубежом. Крестный ход также прошел в Сербии, Абхазии, Южной Осетии.

В 2013 году впервые в истории казаки с Табынской иконой прошли крестным ходом по Святой Горе Афон, подняли икону и на самую вершину Афонской горы.

В 2014 году 28 февраля икона Божией Матери «Табынская» побывала в Мордовии в селе Лаврентьево в строящейся церкви и в восстанавливающемся храме в Лесное Ардашево, а потом её перевезли на неделю в Санаксарский монастырь. Руководитель крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери —войсковой старшина Константин Вадимович Крылов.

Храмы

  • Вознесенская церковь (с. Табынское, Гафурийский район, Республика Башкортостан);
  • Богородице-Табынский женский монастырь;
  • Храм Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах в Красноусольске;
  • Храм-часовня иконы Божией Матери «Табынская» в Оренбурге;
  • Богородице-Табынская церковь (с. Малояз, Салаватский район, Республика Башкортостан);
  • Храм святителя Николая на Щепах г. Москвы около метро «Смоленская»;
  • Часовня в пос. Смирновск, возле озера Пустое, Верхнеуральский район, Челябинской области. До революции казаки приносили туда чудотворную икону Табынской Божией Матери.

В этих храмах хранятся списки легендарной иконы.

Молитвы

Тропарь: «Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честныя Твоея Табынския иконы, Владычице, яже паче лучей солнечных возсия, от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего, источаеши целебныя дары с верою к Тебе притекающим, Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова, покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя, едину Благословенную».

Чтимые списки иконы

Известные: Синьцзянская, Оренбургская, Уфимская, Ключевая. Однако существует множество местно-почитаемых списков, которых выделяют по явным свидетельствам чудотворности.