Шахсевены (азерб. شاهسون, Şahsevən — любящие шаха, преданные шаху) — этнографическая группа азербайджанцев или народ, проживающие на северо-западе Ирана — области Ардебиль и Восточный Азербайджан и на юге к Араксу в Джебраильской степи Азербайджана. Основу этой этнической группы составляет племя, переселившееся под предводительством Юнсур-паши с территории Османской империи на территории иранских земель. После переговоров с шахом Аббасом и получения названия «шахсевен», племя расселилось в районе рек Аракс, Кура и Ардебиль, выбрав основателем новой племенной династии Юнсур-пашу. В период Каджаров, шахсевены составляли лучшую конницу в армии. Привилегированное положение шахсевен сохранялось вплоть до правления Резы Пехлеви.
Согласно этнографу Ивану Шопену шахсевены являлись потомками сельджуков. Имеют общие корни с кашкайцами. Говорят на восточных (муганских) диалектах азербайджанского языка. Исповедуют ислам, шиитского толка.
История
В исторических текстах упоминается, что во время правления сефевидского шаха Аббаса I, кызылбашские племена, составляющие прежде основу армии Сефевидов, подняли восстание против шаха. Для защиты территорий и собственной власти, шахом было принято решение собрать новое войско, состоявшее из невоенного тюркского населения различных регионов, к которым относились Малая Азия и Двуречье. Данная группа получила название «шахсевены» — люди шаха/преданные шаху/любящие шаха. Шахсевены сумели подавить восстания и защитить границы территорий от узбекских завоевателей. Также являлись защитниками Персии от нападок Турции и России.
Начало формированию этой группы положил в XVI веке сефевидский шах Аббас I, который с целью ослабить влияние кызылбашских племенных вождей, начал создавать специальную гвардию из членов кызылбашского племенного объединения, получившей название «шахсевен» (азерб. Şahsevən — букв. любящие шаха). Основу шахсевен составили семь кызылбашских племён. Глава племени шахсевенов Назарали-хан являлся основателем Ардебильского ханства.
Традиционным занятием шахсевенов было кочевое скотоводство (разведение овец, крупного рогатого скота как тягловой силы, верблюдов и лошадей). Летом они кочевали в Себеланских горах, зимой — в Муганской степи. В конце XIX века начинается переход шахсевенов к оседлому образу жизни.
В XIX в. произошли большие изменения в социально-экономической жизни шахсевенов. Бесконечные споры из-за пастбищ, стихийные бедствия (разливы рек, отсутствие воды, падеж скота, эпизоотия) вынудили их к переходу к оседлой жизни. Особенно тяжело было в 1871—1872 гг.: болезни, засуха и суровая зима 1859 г. (гоюн гыран ил — год падежа барана) вынудили их переселиться в более благополучные регионы страны — в Ленкоранский, Шемахинский и Джавадский уезды и вести оседлый образ жизни.
Шахсевены принимали активное участие в событиях в Мугани периода 1918—1919 годов.
Из бейлаганского села Шахсевен, происходил Герай Асадов — участник Великой Отечественной войны, гвардии сержант, Герой Советского Союза.
Численность и расселение
В Иране
Сегодня большая часть шахсевенов осела в деревянных домах, получивших название «тахте гапу», которые выстраивались по пути следования кочевья, которое, в свою очередь, было необходимо для выкармливания скота и поиска пастбищ. Подобные стоянки получили распространение близ Ардебиля, Биле-Сёвера, Парсабада, а также некоторых областей Иджруда, Зенджана, Сораба, Калейбара и провинции Восточный Азербайджан. Также некоторые шахсевены проживают в Центральной провинции страны, в Тегеране, Казвине и Хамадане.
Существует большое количество данных, полученных в 968—1361 гг. по солнечной хиджре, согласно которым общая численность шахсевенов постоянно варьируется. Согласно переписи населения 1996 г., численность шахсевенских семей насчитывает 12353 семьи, что составляет 81917 человек.
В Азербайджане
В XVIII веке после покорения Сальянов в 1759 году, Фатали-хан переселил в Кубинское ханство из Муганской степи несколько шахсевенов.
В одном из источников сообщается следующее о шахсевенах: «Шайсевен Таваби Магомед-хан… с народом своим шайсевеном поселился из Ердевиля с позволения Фатали-хана в Шабране и Мускюре, составляя следующие деревни: Баиндурли, Чаемагли, Хисун, Чагатай, Хайдчили, Кормандали, Гебели, Устадчали, Кеуладаели и другие, с их кроме положенной своему господину и Кубинскому хану собирается подать».
Шахсевенами был основан квартал Ардебиль в городе Губа.
По данным конца XIX века, шахсевены наряду с азербайджанцами (в источнике указаны, как «татары») были указаны отдельно и численность мужского пола шахсевенов по Бакинской губернии была следующая:
- Бакинский уезд — 194 чел. (0,5 %)
- Джеватский уезд — 1356 чел. (4 %)
- Ленкоранский уезд — 462 чел. (1 %).
Шахсевены Бакинской губернии являются выходцами из Персии (из Ардебиля) и переселились в Бакинскую губернию в конце XIX века.
Им приписывается основание абшеронского селения Ахмедлы. Также шахсевенами считалась часть жителей другого бакинского селения Хоусан (Говсан). Упоминания шахсевен встречаются и в ряде других абшеронских посёлков.
В городе Гянджа на западе Азербайджана имеется квартал «шахсевенлер», а также там же расположена одноимённая мечеть. Одна из махалля шекинского села Ашагы-Гёйнюк именуется «Шахсевен».
В Масаллинском районе Азербайджана располагается село Биринджи Еддиоймаг (по данным конца XIX века, население состояло из шахсевенов-шиитов).
Этнография
Племенная структура шахсевенов насчитывает большое количество разных институтов, расположенных в нисходящем порядке. Так самой крупной единицей структуры племени будет являться этническая группа, затем племя, род, губак, убе и семья . Губак в племенах шахсевенов является основной родоплеменной единицей, составляющей основу рода. Обычно губак состоит из 20-30 семей, которые занимаются перегоном общего стада с пастбища на пастбище. Сам по себе губак может обобщенно называться небольшим отдельным племенем.
Убе также состоит из нескольких семей, ведущих совместное хозяйство, но представляет собой меньшую по отношению к губаку единицу.
В некоторых источниках говорится о том, что у шахсевенов существует 11 племен и 90 убе. Согласно другому делению, этот племенной союз может рассматриваться как 32 мешгиншахрских племени и 13 ардебильских, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие единицы.
Управление этнографической группой производится ильбеками. Ильбек отвечает за соблюдение порядка и сбор налогов. Помимо этого поместным управлением племени занимается бек, назначенный ильбеками. Аксакалы (белобородые) являются воплощением политической, экономической, религиозной и социальной элиты.
Традиционное жилище шахсевенов — шатры, палатки.
Мужская одежда — белая или синяя рубаха, суконные коричневые шаровары, черкеска, баранья папаха, поршни. Зимой шахсевены носят бараньи шубы с длинными рукавами. Головы бреют, оставляя на висках локоны, носят бороды. Женский костюм — синяя рубаха, шаровары, архалук, синяя чадра, шерстяные чулки, чувяки, золотые и серебряные украшения. Голову женщины повязывают платком.
Традиционная пища — плов, похлёбки, баранина, молочные продукты.
Шахсевены сохраняют племенное деление и некоторые домусульманские обычаи (в том числе погребальные).
Существование богатых пастбищ, а также угодий, пригодных для разведения крупного и мелкого рогатого скота, в совокупности с подходящим для животноводства климатом, определило основной род занятий шахсевенов. Так, основа экономической составляющей племен — это разведение коров, буйволов, овец, верблюдов и коз.
Женщины шахсевенских племен занимаются плетением килимов, джаджимов, лошадиных попон и хурджибов, что также играет роль экономического подспорья племени.
В культуре
Существует ашыгское произведение «Шахсевени». Среди других ашыгских напевов входит в репертуар гёйчинских ашыгов.