Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Буткевич, Тимофей Иванович



Тимофей Иванович Буткевич (1854, село Большая Рогозянка, Харьковский уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 13 февраля 1925 года, Харьков, Украинская ССР, СССР) — священнослужитель Православной российской церкви; богослов, публицист, профессор Харьковского университета. Член Государственного совета Российской империи, участник право-монархического движения.

Биография. Деятельность и взгляды

Родился в селе Большая Рогозянка Харьковского уезда Харьковской губернии 21 февраля (5 марта) 1854 года в семье священника; дед был дьячком, прадед — священником. В 1869 году окончил Харьковское духовное училище, в 1875 году — Харьковскую духовную семинарию, в 1879 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Был рукоположён в священники к Троицкой церкви слободы Беловодская Старобельского уезда 6 ноября 1878 года; в 1880 году переведён в Покровский собор Старобельска. С 1882 года — священник кладбищенской Иоанно-Усекновенской церкви Харькова. В 1883 году был назначен председателем Совета Харьковского епархиального женского училища. С 1884 года был законоучителем Мариинской женской гимназии, клирик кафедрального Успенского собора; с 1891 года — ключарь собора. В 1884 году получил степень магистра богословия.

В 1893 году был возведён в сан протоиерея. С 1894 года — профессор богословия Харьковского университета, настоятель университетской церкви. С 1903 года — доктор богословия.

В 1893—1897 годы состоял членом Харьковской городской думы. Был избран одним из шести почётных членов Харьковского отдела Союза русского народа.

В 1906 году был избран членом Государственного Совета от белого духовенства; был переизбран на новый срок. В Госсовете выступал за права Церкви и незыблемость монархического строя. В Петербурге он стал активным членом старейшей монархической организации — Русского собрания, где выступал с докладами. Его доклад «О вторжении евреев в лоно Церкви Христовой», прочитанный 18 сентября 1911, вызвал такой интерес, что ему пришлось повторить его 14 октября. Доклад «О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых „ритуальных убийствах“», прочитанный 18 октября 1913 года по поводу дела Бейлиса был издан отдельной брошюрой. 24 апреля 1911 года был избран членом Совета PC.

С 1908 года член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 года состоял в комиссии по старокатолическим и англиканским вопросам при Синоде, до апреля 1917 года входил в Учебный комитет Синода.

1 марта 1912 года был Высочайше утверждён членом «при Святейшем Синоде постоянного, впредь до созыва собора, предсоборного совещания».

После Февральской революции, в апреле 1917 года, в передовице официального издании Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ», которое он редактировал, писал: «Произведённый у нас переворот невольно заставляет нас вспомнить историю еврейских царей и в особенности царствование злосчастного Саула. Вдумайтесь в него и вас поразит его сходство с царствованием последнего русского императора. Николай II — также помазанник Божий; но Дух Господень отступил от него, как отступил Он и от Саула, и отверг его Господь от Себя, чтобы он не царствовал более над Россиею. <…> Низложение Николая II произошло несомненно по воле Божией. <…> Возмутительно читать пустую и недостойную болтовню бывших великих князей, которых с полным основанием осудил и бывший министр иностранных дел С. Д. Сазонов. Только страстною раздражительностию можно объяснить себе и то, что некоторые сотрудники газет всю характеристику бывшего царя ограничивают словами: „скорбен главою“, „алкоголик“ и т. п. <…> Многие действия бывшего царя остаются недоступными для понимания и объяснения их. Решительный отзыв о них, по нашему мнению, могла бы дать только психиатрия. Думские ораторы с возмущением указали, например, на недостойное поведение бывшего митрополита петроградского Питирима — явного распутинца, а царь на другой день жалует его патриаршими отличиями. Да разве это действие нормального и здравомыслящего человека? <…> Но если поведение бывшего царя не было результатом психической ненормальности, то неизбежно прийти к заключению, что никто и никогда так не дискредитировал принципа самодержавия, как именно Николай II. <…> Ведь ни для кого не секрет, что вместо Николая II, Россиею управлял развратный, невежественный, корыстолюбивый хлыст-конокрад Распутин! <…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни Православной церкви. Как хлыст, Распутин был самым непримиримым врагом Церкви. Поэтому и все распоряжения царя по церковным делам носили враждебный характер, — характер юлиановских гонений. Господство в церкви было предоставлено хлыстовству. И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м.м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. Огородник Варнава, не умевший написать грамотно двух слов, гнавший науку и просвещение, был возведён в сан архиепископа! Где и когда была доводима Православная Церковь до такого позора?! <…> Вообще нужно сказать, что, ради престижа только показывая вид своей независимости от открытых влияний со стороны государственных деятелей, наши „самодержцы“ всегда находились под гнетущим влиянием различных тёмных безответственных сил… <…>»

По возвращении в Харьков, с 1 января 1918 года, настоятельствовал в Николаевской церкви. С конца 1919 года был одним из 3-х членов Епархиального Совета, временно управлявшего Харьковского епархией в отсутствие правящего архиерея; 13 августа 1920 года возглавил избранный Харьковский Епархиальный Совет, ликвидированный 3 марта 1921 года отделом наркомата юстиции.

Умер от воспаления лёгких и паралича сердца; погребён на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью (захоронение было уничтожено).

Его сын, священник Алексий Буткевич, эмигрировал и скончался в Париже.

Награды

  • Орден Святой Анны 2-й степени (1897)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1900)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени (1907)
  • Орден Святой Анны 1-й степени (1912)
  • Орден Святого Владимира 2-й степени (1916)

Библиография

Сочинения
  • «Новое нем. соч. о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Das Leben Jesu von B. Weiss». — М., 1882; ПБЭ, т. 3, с. 258—60; ODCC, p. 1464.
  • «Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом» (Москва, 1883);
  • «Раскол старообрядства в Харьковской епархии» (Харьков, 1883);
  • «Полувековая борьба христианского богословия на Западе» (М., 1884);
  • «Штундизм и Пашковщина» (Харьков, 1884);
  • «Церковное религиозное состояние Запада и вселенская церковь» (Харьков, 1885);
  • «Лактанций и его философские суждения» (Харьков, 1885);
  • «Э. Ренан и его новейший русский критик» (Харьков, 1895);
  • «Суждения католиков о России» (Харьков, 1885);
  • «Вера и знание, вера и жизнь» (Харьков, 1885);
  • «Датский философ Серен Киркегор» (Харьков, 1886);
  • «Спиритизм» (2-е изд., Харьков, 1886);
  • «Рассудочные силы животных» (Харьков, 1886);
  • «Энциклика папы Льва XIII» (Харьков, 1886);
  • «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (М., 1883, магист. диссерт.; 2-е изд., СПб., 1887);
  • «Архиепископ Иннокентий Борисов» (биографический очерк, СПб., 1887);
  • «Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству» (Харьков, 1887);
  • «Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (Харьков, 1888);
  • «Значение христианского воспитания женщины» (Харьков, 1889);
  • «Новый русский философ — Н. М. Минский» (Харьков, 1890);
  • «Метафизические воззрения князя Сергея Трубецкого» (Харьков, 1890);
  • «Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), как проповедник» (Харьков, 1890);
  • «Нагорная проповедь» (Харьков, 1892);
  • «Последнее сочинение графа Л.Н. Толстого «Царство Божие внутри вас» (критический разбор)» (Харьков, 1894);
  • «Основное, или апологетическое, богословие и его задачи» (Харьков, 1897);
  • «Зло, его сущность и происхождение» (Харьков, 1897);
  • «Всеобщность и изначальность религии в роде человеческом» (Харьков, 1898);
  • «Упанишады Вед» (Харьков, 1898);
  • «Как и зачем европейцы „делают буддизм“»? (Харьков, 1898);
  • «Религиозные убеждения декабристов» (Харьков, 1899);
  • «Исторический очерк развития апологетического, или основного, богословия» (Харьков, 1899);
  • «Философия монизма» (ib., 1900);
  • «Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский» (Харьков, 1902);
  • «Религия, её сущность и происхождение. (Обзор философских гипотез). Книга 1» (Харьк., 1902);
  • «Религия, её сущность и происхождение. (Обзор философских гипотез). Книга 2» (Харьк., 1904);
  • «Эрнест Ренан и его сочинение „Жизнь Иисуса“» (Москва, 1904).
  • «О миссии католической и протестантской» (СПб., 1907);
  • «Уроки первой французской революции (Из переписки друзей)» (Харьков, 1907);
  • «Скопчество» (Харьков, 1907);
  • «Как иногда присуждаются ученые степени в наших духовных академиях» : [Письма А. Ф. Гусева к прот. Т. И. Буткевичу и акад. отзывы о кн. последнего «Зло, его сущность и происхождение». Харьков. 1897] / [Сост.] Проф. Т. И. Буткевич. - Харьков : тип. журн. "Мирн. труд", 1909. - [2], 319 с., 1 л. факс. (портр.).
  • «Обзор русских сект и их толков» (Харьков, 1910);
  • «Протестантство в России. (Из лекций по церковному праву)» (Харьков, 1913);
  • «Высшее управление в православных автокефальных церквях» (Харьков, 1913);
  • «О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых „ритуальных убийствах“» (Харьков, 1913);
  • «Протестантство в России. (Из лекций по церковному праву)» (Харьков, 1913);
  • Тимофей Буткевич. Русские секты и их толки. — М.: Центрполиграф, 2018. — 558 с. — ISBN 978-5-227-07820-9.
  • Тимофей Буткевич. Протестантство в России : из лекций по церковному праву. — М.: URSS, 2015. — 234 с. — ISBN 978-5-9710-2687-7.
  • Верою разумеваем /Сост. Афанасьев С. П., ред. Платонов О. А. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 704 с. — ISBN 978-5-4261-0098-5.