Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





         » » Симфония № 1 (Чайковский)

Симфония № 1 (Чайковский)



Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы» — симфония Петра Ильича Чайковского. Создана в марте — ноябре 1866 года. Это не только первая русская классическая симфония, но и первое лирико-психологическое произведение в жанре симфонии в русской музыке.

Впервые исполнена под управлением Н. Г. Рубинштейна 6 февраля 1867 года в Москве.

История создания

Симфония «Зимние грёзы» была первым произведением, написанным композитором после переезда в Москву. Она создавалась в период с весны по лето 1866 года. Брат композитора, Модест Чайковский писал об этом событии:

Ни одно произведение не давалось ему ценой таких усилий и страданий.

Эскизы симфонии были готовы в мае 1866 года. Из переписки композитора с близкими известна хронология работы над симфонией. Так, в одном из июньских писем этого года Чайковский сообщал, что начал оркестровать симфонию. Но летом он, по свидетельству всё того же Модеста, стал более мрачным, чаще прежнего совершал прогулки в одиночестве. Он работал не только днём, но и по ночам, в результате чего его нервная система совершенно расстроилась.

Чайковский решил показать ещё не оконченное произведение в Петербурге А. Рубинштейну и Н. Зарембе. Им симфония не понравилась, и такое отношение оскорбило молодого композитора. Партитуру композитор завершил в ноябре после переезда в Москву.

Вторая редакция симфонии Чайковского понравилась Николаю Рубинштейну, и вскоре в одном из концертов Русского музыкального общества он исполнил скерцо из симфонии. Потом, в Петербурге, под его же управлением прозвучали адажио.

Целиком симфония впервые была исполнена под управлением Н. Г. Рубинштейна 6 февраля 1867 года в Москве. Московская публика горячо приняла симфонию, но настроенный очень самокритично Чайковский не был удовлетворён своим творением. Поэтому он сделал третью редакцию симфонии в 1874 году. Именно в этой версии симфония была издана П. И. Юргенсоном в 1875 году.

Состав оркестра

Деревянные духовые: флейта пикколо; две флейты; два гобоя; два кларнета (A, B); два фагота

Медные духовые: четыре валторны (Es, F); две трубы (C, D); три тромбона; туба Ударные литавры; тарелки; большой барабан Струнные I и II скрипки; альты; виолончели; контрабасы

Структура произведения

1. «Грёзы зимнею дорогой». Allegro tranquillo g-moll

Симфония начинается еле слышным звучанием скрипок, которое напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух. Возникающая на этом фоне мелодия главной партии поручена флейте и фаготу. Их звучание создаёт реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон, но на расстоянии двух октав. Умолкла мелодия у деревянных духовых, и теперь с этой же темой вступают струнные — альты, затем виолончели. Постепенно в звучание вливаются всё новые и новые инструменты. Мелодия дробится, словно подхваченные ветром, летят друг за другом её обрывки. И вот уже во весь голос богатырски звучит мощная тема. Несколько сухих аккордов, и на фоне тянущихся звуков струнных вступает кларнет. Песня его, задумчивая и спокойная, и есть побочная партия. Она льётся привольно, как бесконечно разворачивающаяся лента. Раздел, в котором темы проходят первый раз, называется экспозицией. Заключительный её раздел — праздничный, торжественный, с ликующими фанфарами. Это возбуждение приводит к разработке — среднему разделу первой части. В ней господствует взволнованное стремительное движение, активные переклички голосов, столкновение различных тем экспозиции, полное драматизма и приводящее к кульминации. После генеральной паузы, то есть паузы всего оркестра, осторожно, робко начинают звучать басовые голоса. На них наслаивается мягкое звучание валторны, затем вступают деревянные духовые и, наконец, полилась печальная мелодия — главная тема первой части. Так начался третий, заключительный раздел первой части, называемый репризой. Завершается вся первая часть кодой, построенной на развитии одного из элементов главной партии, который на сей раз звучит в сочетании с побочной. Устанавливается тишайшее звучание, как отзвук, напоминание. Оно спускается в нижний регистр и постепенно растворяется в шуршащем тремоло скрипок.

2. «Угрюмый край, туманный край». Adagio cantabile ma non tanto

Как и в первой части симфонии, образ природы здесь сливается с лирическим настроением, спокойным, задумчивым. Хотя поводом для написания этой части были зрительные впечатления, музыка лишена звукоизобразительности. Оркестровая фактура, светлая, прозрачная, создаёт впечатление воздуха, простора. Примечательно, что для этой части композитор использовал тему из своей юношеской увертюры «Гроза». Кстати, эта тема позднее была использована Чайковским ещё раз — в музыке к весенней сказке А. Островского «Снегурочка». Поначалу это тихая ласковая тема гобоя. Её сопровождают, даже, можно сказать, окружают наигрыши флейт наподобие свирели. Их сопровождает фагот. Вскоре появляется вторая тема части. Её звучание более взволнованное. По ходу развития каждое новое появление первой темы звучит всё более эмоционально напряжённо. Кульминация в развитии — эпизод, в котором тема одновременно звучит у гобоев, кларнетов, валторн. После этого наступает спад звучности. Возвращается тема вступления.

3. Скерцо. Allegro scherzando giocoso

Примечательно, что и здесь Чайковский воспользовался ранее написанной музыкой, позаимствовав её из своей фортепианной сонаты до-диез минор. Характер музыки в этой части симфонии созвучен с настроением предыдущей части. Скерцо начинается кратким вступлением, после чего у скрипок вступает основная тема в остром прихотливом ритме. В звучании, благодаря некоторым особенностям музыкального лада, угадываются черты народной песенности. Средний раздел Скерцо — традиционное для такой формы в классической музыке трио.

4. Финал. Andante lugubre. Allegro maestoso

Контраст с предыдущими частями очень яркий, но не драматический. Если в двух предыдущих частях Чайковский заимствовал музыкальный материал из своих более ранних произведений, то здесь он воспользовался — как это делали многие композиторы — мелодией народной песни «Я посею ли, млада»; в городском быту эта песня была известна под названием «Цвели цветики». Композитор оригинально обработал этот известный мотив: в Финале он предстаёт как в мажорном, так и в минорном «преломлении». И каждый раз это привносит музыкальное и эмоциональное разнообразие. В какой-то момент песня приобретает размашистый, даже, можно сказать, грубый характер в духе разухабистого пляса. Радостной, колокольно-праздничной музыкой завершается вся симфония.

Известные аудиозаписи

1947 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр — Николай Голованов.

1965 — Лондонский симфонический оркестр, дирижёр — Антал Дорати.

1967 — Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр — Евгений Светланов.

1976 — Лондонский филармонический оркестр, дирижёр — Мстислав Ростропович.

1979 — Берлинский филармонический оркестр, дирижёр — Герберт фон Караян.

1979 — Королевский оркестр Консертгебау, дирижёр — Бернард Хайтинк.

1984 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр — Владимир Федосеев.

1985 — Филармонический оркестр Осло, дирижёр — Марис Янсонс.

1985 — Королевский оркестр Консертгебау, дирижёр — Рикардо Шайи.

1990 — Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр — Евгений Светланов.

1991 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр — Владимир Федосеев.

1991 — Чикагский симфонический оркестр, дирижёр — Клаудио Аббадо.

1995 — Российский национальный оркестр, дирижёр — Михаил Плетнёв.

2007 — Шотландский симфонический оркестр ВВС, дирижёр — Илан Волков. (Первая и единственная на сегодняшний день запись первоначальной редакции симфонии!)

2008 — Мельбурнский симфонический оркестр, дирижёр — Олег Каэтани.

2010 — Королевский оркестр Консертгебау, дирижёр — Владимир Юровский.

2011 — Лондонский симфонический оркестр, дирижёр — Валерий Гергиев.