Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Укразия (фильм)



Укразия — советский немой чёрно-белый приключенческий художественный фильм режиссёра Петра Чардынина, снятый в 1925 году.

Сюжет

1919 год. Одесса занятая деникинцами. Фон картины — эпоха дикого разгула белогвардейщины, интервенции на юге России и попыток её экономического порабощения европейскими капиталистами.

Белогвардейская контрразведка ведёт поиски большевистского агента действующего под псевдонимом «7+2». Поиски ведёт контрразведчик ротмистр Энгер — мерзкая персона с внешностью опустившегося наркомана, с безупречной репутацией монархиста в кругу белогвардейцев и интервентов, пользующийся у них абсолютным доверием. Только со взятием Одессы большевиками, когда Энгер попадает в ЧК, становится понятно, кто был тот самый неуловимый красный разведчик «7+2».

Литературная и историческая основа

Слово «Укразия» было изобретено европейскими интервентами: по соглашению между Англией и Францией о разделе России, Украина и Крым входили во французскую сферу влияния.

Фильм снят по одноимённому «кино-роману» Н. А. Борисова вышедшему в 1924 году и основанному на реальных событиях: в роман включены некоторые действительные эпизоды работы большевистского одесского подполья, рабочего восстания, падения и эвакуации белой Одессы.

Сценарий фильма написан Георгием Стабовым совместно с автором романа, при этом были использованы материалы одесского Истпарта.

Ряд персонажей имеют реальных исторических прототипов: так, например, генерал Биллинг — это командующий войсками Новороссийской области ВСЮР генерал Н. Н. Шиллинг, а прообразом полковника Каменщикова является начальник контрразведки полковник Г. А. Кирпичников.

«Укразия» решалась, как восстановленная хроника едва минувших событий, подлинной истории, которая ещё и не стала историей. Тогда, «по горячим следам», были точными приметы времени в одежде, привычках, бытовых подробностях, был точным антураж эпохи. Но постижение автором эпохи во времени не всегда удавалось. Будучи верным в деталях, «Укразия» скорее отражала тему революции, нежели воссоздавала образ её.

киновед Г. А. Сухин

В ролях

  • Николай Панов — ротмистр Энгер, контрразведчик
  • Николай Салтыков — Галайда
  • Дарья Зеркалова — Катя
  • Матвей Ляров — генерал Биллинг, комендант Одессы (прототип - генерал Н. Н. Шиллинг)
  • Юрий Чернышев — английский посол Бартлетт
  • Василий Ковригин — Лисевицкий, офицер-лётчик
  • Амвросий Бучма — начальник контр-разведки, полковник Каменщиков (прототип - полковник Г. А. Кирпичников).
  • Дмитрий Эрдман — молодой рабочий
  • Павел Геров — капитан Иванов
  • С. Неверов — рабочий Макаров
  • Константин Игнатьев — князь Ахвледиани
  • Георгий Спранце — английский журналист Драйд
  • Леонид Хазанов — поэт Вертинский
  • Иван Капралов — шофёр английского посла Джон
  • Аркадий Аркадьевич Мальский — дьячок
  • Леонид Чембарский, Иван Горский, Осип Мерлатти, Виктор Викторов — офицеры контрразведки.

История

Съёмки фильма проходили в Одессе; так например, события происходящие в Англии сняты на улице Щепкина. В фильме имелась сцена в кафешантане с выступлением известного артиста Александра Вертинского.

Премьера состоялась 24 марта 1925 года в Киеве, в том же году фильм был представлен в Париже на Всемирной выставке, где получил приз, а 8 февраля 1926 года состоялась московская премьера.

В 1937 году фильм был перемонтирован и сокращён с 13 до 7 частей, хронометраж — с 209 минут до 74 минут, сокращённая версия получила название «7 + 2».

В связи с тем, что писатель Борисов, по книге которого был снят фильм, был репрессирован, фильм оказался забыт, книги писателя были под запретом до 1964 года.

В 2012 году реставраторы Киностудии имени Довженко восстановили сокращённую версию фильма и он стал регулярно демонстрироваться на фестивалях.

Критика

Сценарий фильма на конкурсе, объявленном Народным комиссариатом просвещения УССР, был отмечен второй премией (при том, что первая не была присуждена).

Сразу же после выхода фильма поэт Эдуард Багрицкий посвятил фильму стихотворение «Укразия».

Фильм был популярен у зрителей, имел шумный успех и особенно долго не сходил с экрана.

По технике эта выдающаяся фильма не уступает пресловутым «американским» детективам, а по содержанию, конечно, несравнима с последними. В то время, как у американцев всё строится на трюке, преследующем цели занимательности, — и, это главное и единственное, а вся картина в целом бессодержательна, — в «Укразии» сумели достичь высшей занимательности и большой насыщенности революционным сюжетом. По художественности выполнения фильма также не из обычных. Найдены новые приёмы, незатасканные трюки. Дан ряд очень ярких остроумных штрихов. Комическое перемежается с трагическим, и эти контрасты волнуют зрителя.

— Журнал «Кино», 1925 год

Александр Марьямов заметил, что делая фильм режиссёр намеревался вступить в состязание с первым советским боевиком «Красные дьяволята» Ивана Перестиани.

Большим успехом у зрителей, почти таким же, как «Красные дьяволята», пользовалась приключенческая двухсерийная картина П. Чардынина «Укразия» («7 + 2»), поставленная в 1925 году. Содержание её также было навеяно событиями гражданской войны, в сценарии были использованы документы по истории одесского большевистского подполья. Впрочем, исторический колорит в этом фильме ощущался гораздо меньше, чем в «Красных дьяволятах». Всё внимание зрителей сосредотачивалось на похождениях загадочного ротмистра, который в конце концов оказывался неуловимым партизаном под шифром «7 + 2».

— «История советского кино», том I, 1969 год

В проведённом в 1926 году исследовании среди детей Нижнего Новгорода отмечалось, что в качестве идеала среди героев кино-картин девочками наиболее часто упоминались Дуняша из фильма «Красные Дьяволята» и Катя из фильма «Укразия».

Екатеринославцам старшего поколения памятен огромный успех «Красных дьяволят», первых фильмов ВУФКУ — приключенческой «Укразии» и суровой «Трипольской трагедии».

— писатель и журналист Михаил Шатров, 1968 год

Современниками отмечалось, что по количеству трюков фильм превзошёл снятый в том же 1925 году и славящийся захватывающими трюковыми съёмками фильм Леся Курбаса «Арсенальцы».

Профессор кафедры операторского мастерства ВГИКа Юрий Желябужский в рукописи 1964 года, опубликованной в 2004 году в журнале «Киноведческие записки», отмечал, что для оператора Бориса Завелева из 35 снятых им в советский период картин, «Укразия» является одной из двух (наряду с фильмом «Звенигора») его лучших операторских работ «подтвердивших его высокую репутацию в дореволюционной кинематографии».

Киновед И. С. Корниенко так характеризовал фильм: «Широкий охват событий, динамичность действия, чрезвычайно острая интрига захватывали зрителей. Мастерски, умело сделанный монтаж… Документально снятые массовые сцены…»., отметив, что «в киноведении существует резко отрицательное мнение о картине. Но эту оценку едва ли можно признать справедливой».