Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





         » » Ворошиловский стрелок (фильм)

Ворошиловский стрелок (фильм)



«Ворошиловский стрелок» — художественный фильм режиссёра Станислава Говорухина, снятый летом 1998 года по повести российского писателя Виктора Пронина «Женщина по средам» (1995).

Сюжет

Лето 1999 года. Пенсионер Иван Фёдорович Афонин, бывший железнодорожник, ветеран Великой Отечественной войны и кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды», скромно живёт со своей любимой и единственной внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен Борис Чуханов, у которого периодически собираются два приятеля — одноклассник Кати Вадим Пашутин, сын полковника милиции, и Игорь Зворыгин, студент, изучающий структурную лингвистику. По средам («женский день») эта компания водит к себе проституток. Однажды, вечером среды, когда никого пригласить не удалось, они видят с балкона возвращавшуюся домой Катю. Игорь и Вадим заманивают её в квартиру Бориса под выдуманным предлогом (якобы у Бориса день рождения и его никто не поздравил). Когда она собирается уходить, её заманивают в спальню, где по очереди (вначале Борис, затем Игорь и после Вадим) насилуют. После этого Вадим, поначалу отговаривавший приятелей от их затеи, предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, успокаивает его, считая, что старик ничего не сможет им сделать. Игорь же тем временем даёт Кате деньги (50 долларов США), которые она тут же выйдя из дома, выбрасывает.

Поняв, что произошло, Иван Фёдорович сообщает об этом своему соседу — участковому Алексею Подберёзкину. Прибывший наряд милиции во главе с капитаном Кашаевым задерживает троицу; опытный офицер быстро добивается признательных показаний. Однако в дело вмешивается полковник Пашутин (отец Вадима), и обвинение разваливают. Следователь, который берет объяснение от Кати, относится к ней предвзято и занимает позицию подозреваемых в совершении преступлении, оказывая на неё давление и ссылаясь на то, что нет прямых доказательств: она, придя домой, приняла душ и смыла все «улики». А в прокуратуре, куда обращается Иван Фёдорович, старику советуют получше воспитывать внучку. В результате дело закрыто и троицу отпускают.

Больше не надеясь на правосудие, Афонин решает действовать сам: продаёт за 5000 долларов племяннику-банкиру свой дом в родной деревне, на месте которой через полгода планируется строительство шоссе. В это время полковник Пашутин пытается загладить перед Афониным вину своего сына, передав деньги Кате, но старик, вернувшись домой и увидев конверт с деньгами, относит их полковнику домой и швыряет в лицо. Затем за ужином, узнав от Кати, что соседка уехала на дачу и оставила ключи для присмотра за попугаем, он идёт к ней в квартиру и замечает, что её окна выходят как раз на окна квартиры Бориса. Теперь Афонин отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных торговцев оружием, у которых приобретает снайперскую винтовку СВД с глушителем. При испытании оружия Афонин так метко поражает цели, что один из торговцев восхищённо называет его «Ворошиловским стрелком».

Дома Афонина встречают Катя и её мать Ольга (дочь Ивана Фёдоровича). Однако радость встречи вскоре сменяется горьким разочарованием — Ольга приехала не одна, а с очередным сожителем — южанином Давидом. Им очень нужны деньги, и женщина, узнав о продаже деревенского дома, требует от отца половину. Старик говорит, что у него нет денег, на что Ольга тут же заявляет, что в таком случае она возьмёт деньги у полковника Пашутина, который ради своего сына даст сколько угодно. Услышав это, Иван Фёдорович тут же выгоняет дочь из дома. В ту же ночь он тайком переносит винтовку в квартиру соседки, той самой, которая уехала на дачу.

В среду 28 июля троица, как обычно, собирается на квартире у Бориса, и Афонин начинает свою месть — стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую в тот момент держит между ног Игорь, и наносит ему тяжёлое ранение в пах, в результате которого, по словам полковника, парень становится кастратом. Через неделю, в следующую среду, Афонин из той же квартиры соседки стреляет в бензобак нового автомобиля Бориса, из-за чего тот взрывается; Борис, хоть и остаётся жив, но получает серьёзные ожоги в области паха, ягодиц и спины.

Пашутин, после ознакомления с данными экспертизы, сообщившей о следах пуль, и тщательных допросов сына понимает неслучайность этих происшествий, о чём и сообщает Вадиму, пугая сына о его очереди следующей жертвы в ближайшую среду. У Вадима на фоне этого начинает развиваться неконтролируемая паранойя.

Узнав о получении Афониным 5 тыс. долларов, неизвестно на что потраченных, Пашутин лично (в сопровождении оперативников) отправляется с обыском на квартиру подозреваемого. Во время проведения обыска к Афонину за своими ключами приходит соседка, вернувшаяся из отъезда. Милиционеры, узнав о доступе пенсионера в её квартиру, проводят обыск и там, но, к удивлению самого же Афонина, никакого оружия не находят. Однако Пашутин твёрдо уверен, что за всем этим стоит Афонин (он нашёл в его квартире отмеченный крестиком листок календаря: день, когда был взорван автомобиль Бориса), и угрозами требует не трогать Вадима, заявляя: «Если с ним что-нибудь случится…», на что Афонин отвечает: «Поздно спохватился — уже случилось», имея в виду, что парень связался с дурной компанией и стал насильником. Полковник же понимает это буквально и, забыв обо всём, несётся домой, но дверь квартиры закрыта изнутри, и тогда он стреляет из табельного пистолета в замок. Из квартиры раздаётся ответный выстрел, Пашутин-старший получает ранение в живот. Взломавшие затем дверь оперативники находят спрятавшегося с ружьём за холодильником Вадима, бьющегося в истерике, и вызывают ему скорую психиатрическую помощь и скорую медицинскую помощь полковнику.

В тот же вечер Афонин узнаёт, что это участковый Подберёзкин, догадавшийся о действиях пенсионера и сочувствующий ему и Кате, вовремя забрал из квартиры и тайком спрятал винтовку у себя в сарае. Участковый неофициально конфискует винтовку, отпуская Афонина домой. На прощание, он просит Афонина больше не «геройствовать», на что Афонин заявляет, что он просто не представляет, как таким, как он, выжить по справедливости в современном обществе. Придя домой, Иван Фёдорович слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь».

В ролях

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Станислав Говорухин, Александр Бородянский, Юрий Поляков
  • Режиссёр: Станислав Говорухин
  • Оператор: Геннадий Энгстрем
  • Композитор: Владимир Дашкевич

Съёмки

Двор и квартиры в фильме снимались в Калуге по адресу Окружная улица, дом № 4, несколько сцен в Москве (приезд Афонина за оружием), причем в отличие от большинства фильмов, для «Ворошиловского стрелка» не делалось специальных декораций, а съёмки проходили в реальных квартирах и подъездах того же двора, где и происходит действие.

Анна Синякина (её на роль из двух претенденток, вместе с Юлией Началовой, выбрал М. Ульянов) вспоминала, что во время съёмок сцены изнасилования Илья Древнов, Алексей Макаров и Марат Башаров испытывали гораздо больший дискомфорт, чем она — стоило Говорухину отвлечься, как все трое расслаблялись, выходили из образов и забывали свои реплики. Сцена снималась самой первой, но снималась не в хронологическом порядке — сначала были отсняты кадры с Башаровым, потом с Макаровым. Древнов так и не смог настроиться и в итоге чуть было не отказался от съёмок. В итоге в сцене, где Вадим, лёжа на Кате, совершает фрикции, он лежал не шевелясь, а две ассистентки дёргали его за ноги.

Оценки и мнения

Несмотря на популярность, фильм подвергся жёсткой критике за романтизацию мести и самосуда. Прозвище «Ворошиловский стрелок» стало часто употребляться в отношении людей, совершивших самосуд (особенно резонансным стало дело Александра Тарана). В 2007 году в Брянске был осуждён пенсионер, который расстрелял 2 человек, избивших его. По собственному признанию, на убийство его вдохновил фильм «Ворошиловский стрелок».

«Российская газета»:

Картина вошла в список журнала «Афиша» «100 главных русских фильмов 1992—2013».

Антон Крылов в 2018 году писал: «Это диагноз 90-м годам и фактически апология самосуда на фоне полной импотенции и капитуляции перед криминалом государственной машины. По сути, это был ремейк „Так жить нельзя“, только в виде художественного, а не документального фильма».

Отдельное внимание привлекла к себе специальность одного из отрицательных героев фильма — студента Игоря Зворыгина, специальность которого — структурная лингвистика. На это обратил внимание один из основоположников университетского изучения структурной лингвистики Владимир Успенский, расценивший это упоминание в фильме как проявление общего непонимания посторонними людьми смысла и назначения данной научной дисциплины. По мнению филолога Бориса Орехова, однако, Станислав Говорухин наградил своего персонажа этой специальностью в качестве личного выпада против кинорежиссёра Павла Лунгина, который окончил именно отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ.

Фестивали и награды

  • 1999 — МКФ «Восток—Запад» в Баку — Приз «Самый мужественный образ» (Михаил Ульянов)
  • 1999 — МКФ «Лістапад» в Минске — Гран-при «Золото „Лістапада“» (Станислав Говорухин)
  • 1999 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Специальное упоминание жюри за актёрскую работу (Сергей Гармаш)
  • 1999 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз Президентского совета фестиваля (Станислав Говорухин)
  • 1999 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Приз за лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов)
  • 1999 — Премия «Золотой Овен» — За лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов)
  • 1999 — Премия «Ника» — За лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов)
  • 2000 — МКФ в Берлине — Участие в Программе «Panorama» (Станислав Говорухин)
  • 2000 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине — Приз за актёрскую работу (Сергей Гармаш)
  • 2000 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине — Специальный приз жюри (Станислав Говорухин)
  • 2000 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине — Приз за лучший женский дебют (Анна Синякина)