Ка-31 (изделие «503», по кодификации НАТО: Helix-E) — вертолёт радиолокационного дозора, разработанный ОКБ «Камов» для ВМФ СССР.
История создания
В начале 1980-х годов назрела необходимость создания средств радиолокационного дозора для кораблей ВМФ. Конфликт в районе Фолклендских островов показал, что даже современные корабли могут быть уязвимы для авиации противника. В результате в СССР было начато сразу несколько проектов создания авиации ДРЛО морского базирования.
Сперва планировалось, что вертолет сначала будет базироваться на уже существовавших тогда тяжелых авианесущих крейсерах типа «Киев», а позднее и на более тяжелых перспективных кораблях, дополнив палубные самолеты ДРЛО. На тот момент советский авиапром имел возможность предложить заказчику лишь одну подходившую для решения таких задач платформу — за основу был взят планер и силовая установка вертолёта Ка-29. На этапе научно-исследовательских работ эта тематика получила наименование Ка-252РЛД (РЛД — радиолокационный дозор). Активная разработка новой машины на ОКБ Камова началась в 1985 году. Поскольку новый вертолет по оборудованию и задачам существенно отличался от исходной машины, он получил собственное обозначение Ка-31.
В 1986 году были утверждены полномасштабный макет вертолета и эскизный проект. Начались детальные работы по проектированию, после чего проводилась постройка опытных экземпляров. Для двух летных прототипов использовали находившиеся на Ухтомском вертолетном заводе им. Н.И. Камова недостроенные планеры вертолетов Ка-29. Позднее, перед непосредственным началом летных испытаний на них были нанесли голубые бортовые номера 031 и 032.
Главной задачей вертолета Ка-31 являлось обнаружение в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, низколетящих воздушных целей, включая противокорабельные ракеты. Для этого вертолет был оснащен комплексом, включавшим в себя радиолокационную станцию на твердотельных элементах, функционирующую в дециметровом диапазоне волн. Информация о целях в автоматическом режиме должна была передаваться по телекодовому каналу связи на пункты управления. Вращавшуюся на 360 градусов антенну с фазированной решеткой установили под фюзеляжем. Поскольку она имела достаточно массивные размеры, в нерабочем положении предусматривалось ее складывать. Для того, чтобы стойки шасси не препятствовали вращению антенны, их модифицировали: основные опоры были сделаны подтягиваемыми вверх, а передние делались убираемыми вдоль по полету в обтекатели. Для обеспечения электроэнергией всего комплекса, потребности которого превышали стандартные, вертолет оснастили энергоузлом с мощной вспомогательной силовой установкой, которую установили заглавным редуктором. Одним из отличий Ка-31 от Ка-29 стали дополнительные топливные баки, которые размещались в удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа.
«Мозгом» нового вертолета стал специальный комплекс Е-801 «Око», разработанный Горьковским НИИ радиоэлектроники (сейчас Нижегородское НПО «Вега»). Данный комплекс обеспечивал обнаружение воздушных целей типа истребитель на удалении до 150 км и надводных целей типа патрульный катер на удалении в 250 км. Комплекс позволял осуществлять одновременную работу сразу по 20 целям.
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета был разработан Саратовским КБ приборостроения. Помимо стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, комплекс обеспечивал выдерживание необходимых параметров курса и высоты, полет по заданному маршруту, автоматический заход на посадку, а также зависание на высоте 25 метров над ее местом.
Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 году, а в течение следующих трех лет прошли его испытания. Одновременно вертолет готовили к серийному производству на Кумер-тауском АПО (сейчас ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» или КумАПП). Развал Советского Союза кардинальным образом сказался на судьбе Ка-31. Одновременное снижение финансирования, снятие с вооружения крейсеров типа «Киев» и полное прекращение строительства авианосцев повлекли за собой снижение интереса к Ка-31 со стороны заказчика. Несмотря на все это, после долгих испытаний и оптимизации вертолет в 1995 году все же был принят на вооружение авиации ВМФ России. В серийное производство на тот момент его так и не отдали, а созданные два экземпляра предполагалось базировать на единственном российском тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и эсминце «Современный».
В 1999 году программа Ка-31 была неожиданно реанимирована. В том году был заключен контракт на сумму 207 млн. долларов, предусматривавший поставку ВМС Индии девяти таких вертолетов для комплектации переоборудованного тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (сейчас «Викрамадитья»). В результате серийное производство Ка-31 в городе Кумертау (КумАПП) все-таки было налажено. Первую машину в Индии подняли в воздух 16 мая 2001 года, а полностью контракт с Индией был реализован к концу 2004 года. О деталях работы вертолета в условиях южных широт практически ничего не известно. Однако признаком того, что вертолет пришелся по нраву индийцам, стало заключение дополнительного контракта еще на пять таких машин в 2009 году. Чтобы повысить время барражирования вертолета, Индия планирует оснастить Ка-31 системой дозаправки в воздухе с телескопической штангой-топливоприемником. В качестве топливного танкера будут использоваться транспортные вертолеты.
Также появился интерес к Ка-31 и у ВМС КНР. В рамках программы развития китайского флота назрела острая необходимость применения «летающих радаров» палубного базирования. Тогда же был заключен контракт на производство девяти машин, первый вертолет был поставлен заказчику в ноябре 2010 года.
После кризиса девяностых годов в России началось восстановление военной промышленности. При всех достоинствах Ка-31 уже не соответствовал требованиям времени. После кризисного периода был предложен ряд модификаций. К примеру, вертолеты получили на вооружение новый комплекс БКС-252. Параллельно шла работа в ОКР «Горьковчанин» по разработке вертолета Ка-31СВ для нужд Сухопутных войск с радиотехническим комплексом разведки наземных целей Л-381. Летные испытания вертолета стартовали в ноябре 2004 года. Сам вертолет являлся переоборудованным первым прототипом Ка-31. Его внешнее отличие заключалось в «армейском» камуфляже. С 2006 года проводились испытания и второго экземпляра Ка-31, модернизированного в сухопутный вариант. Согласно данным годовых отчетов ОАО «Камов», в 2009 году был проведен второй этап совместных летных испытаний опытного образца вертолета Ка-31СВ при его корабельном базировании.
Конструкция
Основным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6м2. Антенна установлена под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90° вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны составляет 10 сек. РЛС обеспечивает одновременное обнаружение и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолётов 100—150 км, для надводных кораблей 250—285 км. Продолжительность патрулирования — 2.5 ч при полёте на высоте 3500 м.
Для стабилизации полёта с вращающейся антенной был разработан специальный пилотажно-навигационный комплекс. Он также выполняет функции автопилота, обеспечивает автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Вертолёт Ка-31 может выполнять полёты в любое время суток и в сложных метеорологических условиях.
Модификации
ЛТХ
- Габариты
- Диаметр несущих винтов: 15,90 м
- Длина фюзеляжа: 11,60 м
- Ширина фюзеляжа: 3,80 м
- Высота: 5,50 м
- Основные массы
- Пустой: 5520 кг
- Нормальная взлётная: 11400 кг
- Максимальная взлётная: 12500 кг
- Силовая установка
- Количество, тип, марка: 2 х ТВЗ-117ВМА
- Мощность: 2 х 2200 л. с.
- Вспомогательная силовая установка: ТА-8К
- Эквивалентная воздушная мощность: 107 кВт
- Лётно-технические характеристики
- Экипаж: 3 чел.
- Крейсерская скорость: 220 км/ч
- Максимальная скорость: 250 км/ч
- Дальность полёта практическая: 680 км
- Статический потолок: 3500 м
- Динамический потолок: 5000 м
На вооружении
Состоит на вооружении
- Авиация ВМФ России — 2 Ка-31Р, по состоянию на 2016 год.
- Авиация ВМС Индии — 14 Ка-31, по состоянию на 2017 год. В августе 1999 Индия заказала 9 Ка-31 на общую сумму $207 млн. Контракт был выполнен к концу 2004 года. В 2009 году было заказано еще 5 Ка-31 стоимостью около $20 млн каждый.
- Военно-морская авиация КНР — 9 Ка-31, по состоянию на 2016 год.
Состоял на вооружении
- Авиация ВМФ СССР